Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/104841
Название: Синтаксическая организация стихотворных сочинений А. Д. Кантемира
Другие названия: Syntactic Organisation of A. D. Kantemir’s Poems
Авторы: Патроева, Н. В.
Patroeva, N. V.
Дата публикации: 2021
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Патроева Н. В. Синтаксическая организация стихотворных сочинений А. Д. Кантемира / Н. В. Патроева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2021. — Т. 23, № 3. — С. 131-152.
Аннотация: Целью статьи является выявление и характеристика типологических особенностей «синтаксического портрета» А. Д. Кантемира, в аспектах выявления «средней» поэтической синтаксической нормы эпохи, а также в тесной связи грамматики индивидуального слога с особенностями жанровой дифференциации, архитектоники стихотворных произведений и версификации. Материалом статьи послужили данные первого тома «Синтаксического словаря русской поэзии XVIII века». Выявление синтаксических доминант стиля Антиоха Кантемира, в том числе на фоне общелитературной нормы эпохи, а также в аспекте связи «синтаксического портрета» поэта-реформатора с особенностями жанровой дифференциации версификации и архитектоники его стихотворных произведений проливает свет на сущность языковой программы А. Д. Кантемира. Силлабика демонстрирует особую сложность построения: в среднем 80 % предложений являются полипредикативными. Большая длина строки силлабического 13-сложника требует наполнения стиха разнообразными распространителями и осложнителями предложения, среди которых особенно активны деепричастные обороты. Слог сатир тяготеет к использованию определенно-, обобщенно- и неопределенно-личных односоставных предложений, императивных и вопросительных высказываний. Кантемир вводит в структуру стиха конструкции, обязанные своим происхождением живой устной речи: именительный и инфинитив темы, вставку, вводно-модальные и присоединительные синтагмы. С ориентацией на античные и французские классицистические образцы, требования риторик Кантемир часто использует такие фигуры речи, как риторический вопрос, период, инверсию, повтор, амплификацию. Грамматика Кантемира сформировалась под влиянием разных литературных традиций — древнегреческой, латинской, церковнославянской словесности, европейского барокко и западнорусской силлабики — и является по своим истокам синтетической и очень сложно и строго организованной системой, предназначенной прежде всего для воплощения просветительских идей и построения полемического дискурса. Логически сложный ход авторского размышления закономерно отражает столь же логически «трудный» синтаксис.
The purpose of this article is to identify and characterise the typological features of the “syntactic portrait” of A. D. Kantemir in the aspects of identification of the “average” poetic syntactic norm of the epoch, as well as in close connection of the grammar of an individual verse with the features of genre differentiation, architectonics of poetic works, and versification. The article refers to the data of the first volume of the Syntactic Dictionary of 18th-Century Russian Poetry. Revealing the syntactic dominants of Antiochus Kantemir’s style, including the background of the general literary norm of the era, as well as in the aspect of the connection between the “syntactic portrait” of the reformer poet and the peculiarities of the genre differentiation of the versification and architectonics of his poetic works, sheds light on the essence of Kantemir’s linguistic programme. His syllabics is particularly complex from the point of view of its construction: on average, 80 percent of sentences are polypredicative. The long line length of the syllabic texts requires the verse to be filled with various distributors and complicators of the sentence, including participle clauses. The verse of the satires tends to include definite-personal, generalised-personal, and indefinite-personal one-member sentences, imperative, and interrogative statements. Kantemir introduces constructions that originate in living speech into the structure of the verse: the nominative of the theme and infinitive of the theme, insertion, and introductory modal and connecting syntagmata. Referring to antique and French classic patterns, Kantemir the rhetorician often uses such figures of speech as rhetorical questions, periods, inversions, repetition, and amplification. Kantemir’s grammar formed under the influence of various literary traditions — Ancient Greek, Latin, Old Church Slavonic literature, European Baroque, and Western Russian syllabics — and is synthetic in its origin and a very complex and strictly organised system, intended primarily for the embodiment of educational ideas and the construction of polemical discourse. The logically complex course of the author’s reflection naturally mirrors the equally logically “difficult” syntax.
Ключевые слова: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КАНТЕМИРА
ЯЗЫКОВАЯ ПОЛЕМИКА
ПОЭТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА
СИНТАКСИС СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА
СТИЛЬ САТИРЫ
ЯЗЫК И СТИЛЬ КЛАССИЦИЗМА
ЯЗЫК И СТИЛЬ БАРОККО
ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
LINGUISTIC VIEWS OF KANTEMIR
LINGUISTIC CONTROVERSY
POETIC GRAMMAR
POETIC TEXT SYNTAX
STYLE OF SATIRE
CLASSICISM LANGUAGE AND STYLE
BAROQUE LANGUAGE AND STYLE
HISTORY OF RUSSIAN LITERARY LANGUAGE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/104841
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47083631
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2021.23.3.050
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2021. Т. 23. № 3
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2021-3-09.pdf252,69 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons