Шестая Межрегиональная научно-практическая конференция
"Университетская библиотека в образовательном пространстве XXI века"
[28.11.2005 - 30.11.2005]

Т. В. Савина

Творческий потенциал читательского семинара в развитии критического мышления студентов вуза

Сегодня в условиях все ускоряющихся и углубляющихся перемен в обществе, науке и культуре перед теорией и практикой образования и самообразования стоит важная задача – осмыслить динамические перемены, сделать выбор ценностей, знаний и убеждений, способов и методов деятельности, которые бы обеспечивали человеку способность решать проблемы своей жизни, своего профессионально-личностного становления не агрессивно, а разумно. Вызов времени – образование не на всю жизнь, а «образование через всю жизнь» – актуализирует способность человека к познанию, к диалогу, к развитию, к самосовершенствованию, делает эту способность востребованной всеми сферами самореализации человека.

Один из самых продуктивных путей постижения пространственно-временных и смысловых измерений жизни – это гуманитарное образование, обращенное к духовным возможностям человека, его нравственно-этическому и художественно-эстетическому развитию.

Поскольку гуманитарное знание направлено на осмысление, трактовку и интерпретацию бытия, поэтому оно выступает в виде ценностно-смыслового освоения и воспроизведения человеческого существования. Гуманитарное образование формирует отношение человека к своей жизни как ценности и к жизни другого человека как встрече, как событию.

Использование в гуманитарном образовании современных образовательных технологий не самоцель, а явление закономерное, связанное с потребностью в новом качестве образования, адекватного времени, информатизации общества, его открытости, поликультурности. Поэтому есть необходимость разобраться в целях и смыслах использования активных форм работы с информацией, включения их в методологическую культуру библиотечных работников.

Что дают нам современные технологии гуманитарного образования? Во-первых, создают условия не только для понимания содержания, но и формируют умение пользоваться методами познания, приемами построения нового знания. Становятся актуальными вопросы: что я должен уметь, чтобы достичь успеха? Какие умения помогут мне достичь цели? Почему я пошел таким путем? Оптимальный ли выбрал способ решения проблемы? Какие я проделал технологические шаги, чтобы получить результат? Как это сделано? Какой момент создавал ситуацию выбора метода и приемов? Где и как я могу использовать приобретенный опыт?

Во-вторых, современные технологии обучения создают условия для усвоения способов обмена информацией, их углубления и преобразования. Студенты вместе с нашей помощью учатся информацию адресовать, делать ее компактной, графически организованной, выстроенной, структурированной.

В-третьих, технологии помогают студентам себя проявить, презентовать и развить, потому что каждый выбирает свою меру участия, объем информации, свой темп профессионального роста.

И, наконец, интерактивные формы обучения (минимум регламентации и максимум инициативы) дают возможность студентам активно думать, писать, говорить, понимать. Они формируют языковую личность со смелым речевым поведением, культурой мысли и слова.

Использование современных технологий гуманитарного образования направлено на достижение очень важной цели – формирование критического мышления будущего профессионала, интеллигента, исследователя.

Напомним признаки критического мышления, позволяющего решать профессиональные задачи на качественно новом уровне путем интегрирования теории с практикой, новых знаний со старым опытом, эксперимент с продуцированием идей. Выделим следующие признаки критического мышления:

Характеризуя его сущность в рамках технологии, необходимо отметить: критическое мышление представляет собой такой тип мышления, который помогает человеку находить собственные приоритеты в личной, профессиональной и общественной жизни, а так же соотносить их с актуальными нормами.

Критическое мышление – это активный и интерактивный процесс познания, позволяющий развивать культуру «диалога» в совместной деятельности и предполагающий принятие человеком личной ответственности за сделанный выбор. Такой тип мышления повышает уровень культуры индивидуальной работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия решений и отвечать за них.

Базовый технологический алгоритм критического мышления состоит из трех фаз.

Стадия вызова пробуждает интерес к теме, создает установку на ее актуальное и творчески-поисковое изучение, побуждает к вопросам и их фиксирует, актуализирует имеющиеся знания и структурирует процесс дальнейшего изучения темы, материала, проблемы.

Стадия осмысления предполагает соотнесение этой информации с собственными знаниями (представлениями), получение новой информации активными способами, установление новых смысловых и логических связей, работа непосредственно с текстом осуществляется по парам, в малых группах, со всеми вместе.

Стадия размышления (рефлексии) включает целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и его повторную проблематизацию (новый «вызов»).

Главное заключается в том, что технология пробуждает и стимулирует активность студента на протяжении всего занятия с помощью особых приемов и способов работы с информацией, которая в результате становится присвоенным и лично значимым знанием студента.

Среди эффективных приемов восприятия, осмысления и передачи знаний мы выбрали такую форму организации работы с читателями, как читательский семинар. Размышлять на читательском семинаре о чтении как творчестве и поиске ответов на внутренние вопросы открытого миру сознания – это значит не только выбирать приемы организации чтения, мотивировать студентов на встречу с текстом, но и осмысливать способ чтения, входить в процесс чтения как эстетическое удовольствие.

В нашей библиотеке разработка читательского семинара – это совместный проект учебно-методического управления (рук. Г. А. Карпова, профессор, канд. пед. наук) и сотрудников библиотеки. Библиотека ставила перед собой цель: оказать помощь студентам в умении вдумчиво и конструктивно читать, выстраивая ассоциативные связи с прежним своим читательским опытом, дать возможность продуктивно работать с текстом, открывая в нем личностно значимый смысл и фиксируя вопросы и открытия. Впервые проведенный в рамках празднования Международного дня студентов, он вызвал живой отклик среди студентов 2 курса филологического факультета университета. Организованный в формате «круглого стола», семинар проходил динамично. «Не скучно», «продуктивно», «формирует профессиональный опыт взаимодействия» – из оценок студентов. Студенты активно участвовали в организации самого занятия, выбирая тему своего выступления. Многие размышляли о том, что с этой позиции не подходили к осмыслению чтения, что их привлекает стиль и организация семинара, приемы чтения и письма для развития критического мышления. С точки зрения участников семинара, продуктивным его потенциалом является обращенность процесса чтения и анализа к мысли, к чувству, к читательскому опыту каждого.

Семинары для библиотекарей и студентов становятся ожидаемыми встречами с книгой и ее автором. Каждый новый семинар расширяет опыт чтения, обогащает приемами организации процесса размышления над идеями, которые книга скрывала от читателя до встречи с ней.

Весь читательский семинар построен на выполнении трех заданий:

Первое задание предполагает совместными усилиями дать определение слову читатель и аргументированно отстоять свою точку зрения.

Начинается семинар с вопроса ведущего к аудитории: «Задумывались ли вы над вопросом, что значит быть читателем?». С этого и начинается «вызов» читательского интереса.

Работа проходит в форме «круглого стола», метода обучения сообща, в котором каждый в группе из трех человек (по очереди) подхватывает и развивает идею о читателе, высказанную предыдущим. Работа в режиме «круглого стола» дает возможность достичь полноты определения путем дополнения, уточнения, углубления понятия при сохранении главного признака или ведущей идеи. В раздаточном материале приведены примеры вариантов выполнения задания:

Результаты каждого «круглого стола» зачитываются и анализируются экспертной группой (жюри в составе ведущего семинар преподавателя и библиотекаря), которые разработали критерии анализа: развитие ведущей мысли; оригинальность аргументации, достижение полноты смысла, учет мнения каждого за «круглым столом». Продуктивным является разнообразие определений, для одних важен результат чтения, расширение кругозора (количество прочитанных книг), для других – процесс осмысления прочитанного, а для третьих момент переживания, эстетического удовольствия, эмоционального заражения.

Затем каждому «круглому столу» предлагается подобрать синоним к слову читатель, который будет являться точкой в общем тексте, или к словосочетанию: читатель – писатель, зафиксировав связь между этими двумя словами. Варианты необходимо соотнести с содержанием созданного определения: библиофил, труженик, творец, талант, художник, открыватель, писатель. Примеры подготовлены сотрудниками библиотеки заранее и раздаются участникам семинара.

Читатель: творческий, внимательный; перечитывает, собирает, анализирует,

критически осмысливает прочитанное.

Библиофил – современный, знающий; выбирает, оценивает, критикует,

встречается на страницах книг с автором, творит, отражает, вопрошает, талантливый.

Писатель.

Первый этап семинара – этап «вызова» можно считать состоявшимся, если создана эмоциональная готовность к читательскому семинару, сформирован информационный запрос: «А что сегодня будем читать?», если есть потребность и стремление раскрыть, расширить свой читательский опыт.

Второй этап читательского семинара готовит переход семинара к фазе «осмысления». Начинается второе задание с зачитывания небольшого текста Андре Моруа «Письмо незнакомке»: «Как следует читать? Первое чтение, как правило, если книга нас трогает, – это чтение быстрое и взволнованное. Читатель глотает страницы. При последующем чтении (а настоящая книга может быть прочитана сотню раз) надо иметь под рукой карандаш или ручку. Ничто так не способствует формированию вкуса и ума, как запись возвышенного суждения или заметки по поводу глубокой мысли» [5]. Предлагаем студентам воспользоваться разметкой текста, чтобы высказать свое отношение к суждениям А. Моруа о чтении по трем критериям:

Рассматриваем несколько вариантов тезисов:

Далее начинается работа в парах сменного состава. Каждый выбирает один из тезисов. Подчеркивает в нем опорные слова, пересказывает выбранный афоризм и комментирует свой выбор. Участники семинара обмениваются выбранными тезисами, своими комментариями и обсуждают, какое суждение писателя можно сделать эпиграфом читательского семинара и почему.

Третий, завершающий этап читательского семинара (этап осмысления процесса чтения) – это момент погружения в медленное чтение текста предисловия И. А. Ильина «О чтении»: «Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. Поймут ли? Увидят ли то, что он хотел сказать? Почувствуют ли то, что любило его сердце? И кто будет его читать? От этого зависит так много...»

« Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углублено, оно должно быть творческим и созерцательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение "разлагающее и обессиливающее. По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочитанного, – как бы букетом собранных нами в чтении цветов...» [4].

Во время чтения составляется конспект, в котором читатели фиксируют наиболее важные для понимания и осмысления строчки, слова и делают к ним свои комментарии. Эта работа требует сосредоточенности, неторопливости, возможности остаться с текстом «наедине» и его перечитать. Выделение ключевой проблемы текста и тезисов помогает критическому осмыслению содержания статьи, которая обладает большой вдохновляющей силой. Автор конспекта вступает с И. А. Ильиным в воображаемый диалог, выстраивает свои рассуждения.

Затем каждый «круглый стол» (три человека) формулирует свои вопросы, на которые автор письма ищет ответ, и предлагает их другой группе для поиска ответа. Перекрестная дискуссия дает возможность увидеть многообразные возможности понимания содержания статьи, открывает разные стороны понимания проблемы чтения.

На семинаре создается атмосфера открытости, доверия, интереса к книге. Встреча с оригинальным читательским опытом писателей Андре Моруа и Ивана Александровича Ильина состоялась. Возникает вопрос: состоялась ли эта встреча как знакомство (первое впечатление), как переживание (вживание в текст), как осмысление (понимание проблемы и ее вопросов), как сотворчество (способность интерпретировать мысли и образы в своем тексте), как перспектива (прочитать и больше узнать об авторах)? В этом и кроется развивающий критическое мышление формирующий культуру чтения потенциал семинара, потому что на нем есть время и чтению, и письму, и обсуждению.

В дальнейшем планируем включать в круг чтения студентов тексты произведений из разных областей науки и анализ духовных биографий выдающихся педагогов, интегрирующих в своей жизни три важных роли: Человек, Учитель, Ученый (например, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман и др.) – совместно с кафедрой культурологии и философии. Мы думаем, что свободное чтение поможет студентам выйти за рамки прагматического отношения к книге, увидеть в процессе чтения и эстетическое наслаждение, и интеллектуальное удовольствие и творческий труд.

Не только познавательная самостоятельность, творческая активность, потребность в философских и дидактических обобщениях становятся доступны студенту в процессе работы на читательском семинаре, но и понимание, что профессиональное становление неразрывно связано с личностным ростом, воспитанием и самовоспитанием. Развитое мышление, опыт поисковой деятельности позволяют студенту ощущать себя образованным, интеллигентным, «умным человеком с добрым сердцем» (Н. Бердяев), умеющим эффективно и творчески мыслить.

Список литературы

  1. Гершунский Б. С. Философия образования для ХХI века : [учеб. пособие для самообразования] / Б. С. Гершунский. – [2-е изд. перераб. и доп.]. – М. : Пед. о-во России, 2002. – 508,[3] с.
  2. Галицких Е. О. От сердца к сердцу : мастерские ценност. ориентаций для школьников и педагогов / Е. О. Галицких. – СПб. : Паритет, 2003. – 160 с.
  3. Загашев И. О. Критическое мышление: технология развития : перспективы для высш. образования / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб. : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
  4. Ильин И. А. Поющее сердце // Сочинения : в 2 т. / И. А. Ильин. – М., 1994. – Т. 2. – С. 307–309.
  5. Моруа А. О выборе книг : [Из «Писем незнакомке»] // Моруа А. Эссе / А. Моруа. – М. , 2001. – С. 147–149.
  6. Моруа А. Эссе / А. Моруа ; пер. с. фр. Е. А. Гунста [и др.]. – М. : Согласие, 1993. – 127 с.
  7. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. – М. : Академия, 2001. – 304 с.