Шестая Межрегиональная научно-практическая конференция
"Университетская библиотека в образовательном пространстве XXI века"
[28.11.2005 - 30.11.2005]

И. В. Попова

Университетская библиотека в условиях инновационной деятельности преподавателя высшей школы

Последнее десятилетие профессиональное высшее образование России развивается в условиях инновационных процессов, ядро которых составляют педагогические инновации, носящие системный характер. Педагогическая инновация (нововведение) представляет собой целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом [5.– С. 122]. Это определение указывает на то, что дальнейшее развитие любой составляющей высшего образования, в том числе университетской библиотеки, будет происходить в контексте инновационного процесса, а проектирование перспектив будущего необходимо соотносить с системой инноваций в высшем учебном заведении.

Актуальным направлением обновления отечественной высшей школы является развитие теории педагогических инноваций, которая опосредованно затрагивается в исследованиях по инноватике в области экономики, социологии, менеджмента, в работах, связанных с инновационными менеджментом и технологиями в образовании [2, 3, 4]. Сегодня важным источником указанных теоретических разработок являются вузы, где созданы административные структуры по внедрению новых форм обучения, есть условия для апробации новшеств. Необходимым подспорьем для исследования инноваций в образовании является полное и объективное представление в университетских библиотеках уже оформившейся научно-информационной среды новой предметной области – инноватики.

Наиболее важной составляющей модернизации профессионального высшего образования является инновационная деятельность преподавателей вузов, которая реализуется по нескольким направлениям. Прежде всего, происходит обновление преподавания на концептуально-содержательном уровне. Гуманистическая, личностно-ориентированная парадигма в образовании предопределила, например, активное развитие развивающего, деятельностного обучения; природосообразного обучения в рамках экопедагогики, реализацию гендерного аспекта в учебной деятельности.

Другим направлением инноваций преподавателей высшей школы является технологизация обучения, предусматривающая его системное проектирование, в том числе: постановку целей, достижение которых объективно и точно диагностируется; применение эффективных методик, позволяющих достигать планируемого результата с коэффициентом не менее 0,7, то есть завершенности обучения [2]. Реализации этих требований способствуют технологии интерактивного, проектно-созидательного, модульно-рейтингового обучения и другие.

Инновационная деятельность современного преподавателя невозможна без освоения информационных технологий, которые связаны практически со всеми аспектами обновления высшей школы, особенно с переработкой потока глобальной информации, освоением новой логики научного знания, внедрением эффективных дидактических методик.

Объединяющим все направления инновационной деятельности преподавателя вуза является их учебно-методическое обеспечение (УМО). Казавшаяся прежде формальной работа по составлению учебно-методических материалов сегодня приобретает новое и большое значение. УМО помогает проектировать системный процесс обучения, является фактором организации, мотивации учения студентов, создает необходимые нормативные основания и условия для реализации образовательного продукта на рынке образовательных услуг. Для этого преподавателю необходимо разработать не только инновационную по содержанию и формам обучения программу дисциплины, но и сопроводить ее комплексом методических указаний, дидактических материалов, учебников и учебных пособий, нормативно-организационных документов. По существу современный научно-методический комплекс, обеспечивающий качественный образовательный процесс, приобретает характер серьезного научно-методического труда.

Большую роль в обеспечении перечисленных направлений инновационной деятельности преподавателя высшей школы могут сыграть современные университетские библиотеки. Прежде всего, это связано с предоставлением научно-информационных ресурсов, обеспечивающих инновации концептуально-содержательного уровня, связанные с технологизацией обучения, использованием информационных технологий. Здесь, в свою очередь, можно выделить несколько важных с точки зрения преподавателя проблем.

Во-первых, сегодня необходимо разумно сочетать максимально широкий доступ к научной информации с компетентной ориентацией в информационных массивах. Реализация навигационной функции при предоставлении библиотечных ресурсов позволит потребителям (преподавателям, студентам) произвести качественный отбор информации, сформировать оптимальное инновационное образовательное пространство. Это становится актуальным, когда открывается доступ к глобальной информации; различные источники, как электронной, так и книжной форм представления, имеют зачастую сомнительное научное содержание. Ориентация в информационных массивах может быть осуществлена, например, с помощью профессиональных компетентных путеводителей, особенно по Интернет-ресурсам, по продукции современных издательств.

Во-вторых, очевидна потребность в обновлении систематизации информационных ресурсов, которые должны отражать изменяющуюся логику предметной психолого-педагогической области – инноватики в образовании.

В-третьих, несмотря на расширение с помощью электронных средств открытого доступа к информационным ресурсам, в условиях инновационного обучения сохраняется проблема обеспеченности ими учебного процесса. Это связано с тем, что, например, деятельностный, интерактивный подход к обучению обусловливает активизацию самостоятельной работы студентов, их частое обращение к библиотечным ресурсам. Между тем, с одной стороны, студенты и преподаватели зачастую сталкиваются с недостаточной обеспеченностью библиотек учебной и научной литературой, периодикой. С другой стороны, комплекс технологических, финансово-экономических, социальных и даже психологических факторов ограничивают сегодня удаленный доступ к необходимой информации с помощью электронных средств, что не позволяет компенсировать ограниченность ресурсов конкретной библиотеки. В связи с этим в ближайшее время для многих вузовских библиотек останутся важными задачи накопления изданий, количественной обеспеченности учебно-научной литературой, периодикой и оптимального сочетания книжной и электронной форм их предоставления.

Решить перечисленные проблемы обеспечения инновационной деятельности преподавателя высшей школы возможно только на основе тесного сотрудничества университетских библиотек с кафедрами, научно-исследовательскими структурами. Такое сотрудничество может происходить, например, в рамках любых учебно-методических структур, совета по комплектованию библиотечного фонда, совместных исследовательских проектов, научно-методических конференций, изданий учебно-методических материалов.

Инновационная деятельность преподавателей высшей школы невозможна без их профессионально-личностного роста. Он связан с новым уровнем психолого-педагогической подготовки и систематическим повышением квалификации по различным направлениям. Кроме того, важны такие субъективные факторы роста, как устойчивая мотивация инновационной деятельности, адаптация к переменам, усложнению работы при внедрении новшеств, возможным неудачам при нововведениях. Между тем современные исследования показывают, что значительная часть преподавателей по разным причинам не принимают обновления в высшей школе, а личностный фактор является серьезным тормозом для внедрения инноваций в обучение. Так, автор обследовала группу преподавателей вузов Уральского региона, проходивших переподготовку в ИППК УрГУ в 2005 г. по программе «Инновационная деятельность преподавателя высшей школы». 50% из них за последние 10 лет лишь изредка предпринимали инновации в профессиональной деятельности, 56% опрошенных не считают себя педагогами-инноваторами, только 39% в течение последних пяти лет имели публикации инновационного характера.

За последние пять лет в профессиональном высшем образовании предприняты меры, направленные на создание условий для профессионально-личностного роста преподавателей, способных реализовать возросшие требования к их инновационной деятельности. Так с 2003 г. в соответствии с решением Министерства образования РФ в Уральском госуниверситете в специально созданном Центре педагогического образования (ЦПО) подготовлено более 50 человек из числа магистрантов по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Образовательная программа ЦПО предусматривает интенсивную психолого-педагогическую подготовку, овладение современными образовательными, информационными технологиями, методами психолого-педагогического исследования. В 2004–2005 гг. в рамках четырех подобных программ («Преподаватель высшей школы: креативность и мастерство», «Современные образовательные технологии», «Менеджмент в образовании», «Инновационная деятельность преподавателя высшей школы») в ИППК при УрГУ прошли повышение квалификации более 120 преподавателей Екатеринбурга и Уральского региона.

Системный характер инноваций в высшем образовании обусловил то, что важным фактором профессионально-личностного роста преподавателей высшей школы становится и университетская библиотека. Например, заметная модернизация библиотеки в Уральском госуниверситете позволила ее работникам в 2004-2005 гг. стать активными участниками перечисленных образовательных программ повышения квалификации. Модуль из теоретических и практических занятий представил слушателям ИППК систему современных информационных ресурсов и возможности университетской библиотеки в их использовании. Все повышающие квалификацию отметили, что часть программы, связанная с обучением на базе библиотеки, была одной из самых содержательных, эффективных.

Опыт содействия библиотеки профессионально-личностному росту преподавателей может быть значительно расширен. Прежде всего, апробированный обучающий модуль целесообразно включить в программу подготовки по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Кроме того, университетские библиотеки могли бы реализовать для всех преподавателей психологически комфортные и эффективные формы обучения использованию Интернет-ресурсов, открытого и удаленного доступа к информационным ресурсам с помощью электронных средств. Чрезвычайно актуальными являются совместные с кафедрами обучающие и научно-методические семинары, позволяющие ориентироваться в информационных массивах. Библиотеки могли бы внести существенный вклад в налаживание мониторинга эффективности инновационной деятельности преподавателей, например, на основе использования своей традиционной статистики использования библиотечных ресурсов.

При всем своеобразии и автономии профессиональной деятельности современных университетских библиотек ее главная составляющая должна быть ориентирована на инновационные процессы в профессиональном высшем образовании.

Список литературы

  1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова : учеб. пособие. – М. : ACADEMIA, 2003. – 192 с.
  2. Морозов А. В. Креативная педагогика и психология / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. – М. : Академ. проект, 2004. – 560 с.
  3. Осин А. В. Мультимедиа в образовании : контекст информатизации / А. В Осин. – М. : Изд. сервис, 2004. – 320 с.
  4. Переходов В. Н. Основы управления инновационной деятельностью / В. Н. Переходов. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 222 с.
  5. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Сфера, 2004. – 448 с.