Третья Всероссийская научно-практическая конференция "Университетская библиотека на рубеже тысячелетий: выбор пути"
[05.12.2000 - 07.12.2000]

И. Б. Шевченко

Конфликты и способы их разрешения внутри подразделений библиотеки

Еще З. Фрейд, а затем работы Д. Доллард, Н. Миллер, Л. Берковитц отметили наличие враждебности в любом взаимодействии групп, то есть межгруппового конфликта. Почти все типы конфликтов (межличностные, по вертикали) имеют место и в библиотечном коллективе. Нахождение причин конфликта особенно важно, если учесть, что коллектив библиотеки женский. Эта тендерная особенность коллектива и создает особую психологическую атмосферу общественной жизни библиотеки. Женщинам, по их психологическим особенностям свойственна большая потребность в общении.

Разделение коллектива библиотеки на подразделения, с вынужденным пребыванием втечение всего рабочего дня на рабочем месте как бы изолирует их друг от друга. Это обстоятельство лишает возможности непосредственно, лично получить информацию о жизни сотрудников других подразделений. Дефицит информированности, согласно теории эмоций Т. И. Симонова вызывает отрицательные эмоции, что способствует и конфликту. Это психологическая проблема т. к. для женской психики информация о деталях жизни других товарищеского сообщества просто необходимый элемент их существования. Создаются оппонетные круги, формируются группы, которые неприемлют идеи другого подразделения, часто принимая их как угрозу своим воззрениям (а тем самым и своему социальному положению) и поэтому отстаивают их в форме оппонирования. Статусные различия между группами подразделений библиотеки очевидны. Статусные различия между группами, как правило, непризнаются справедливыми ни высоко статусными группами, ни низко статусными группами. Сомнения в справедливости статусных различий порождает конфликт с психологическим механизмом возникновения, благодаря познавательным процессам, получившего название "внутригруппового фоворитизма" (К. Фергюссон, Х. Келли, Д. Рабби, М. Горвитц). "Внутригрупповой фаворитизм" -это благоприятствование членам своей группы, оноособенно выражено у членов группы с более высоким статусом (Х. Гарднер, Р. Браун). Осознание группами незаконности статусных различий порождает стремление их изменить, что порождает межгрупповое соперничество и увеличивает внутригрупповую поддержку.

Причин, порождающих конфликты много, но остановимся еще на одной из них: это отсутствие у всех членов коллектива мотивационной потребности по достижению одной цели.

Наличие разобщенных подразделений способствует нивилированию единой цели совместной деятельности. Известно, что обретением и методом выработки модели в конфликтной ситуации является эффективность общения и климат сотрудничества.

Общение – основное условие конструктивного разрешения конфликтов (А. Я. Аншугов). Конфликт решается успешно если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству. Как отмечает Скотт Г. Джинии: "Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров, позволяет открывать новые дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей связанных с решением конфликта. Это момент чрезвычайной важности, т. к. люди часто даже не представляют себе, что могут сотрудничать с человеком, с которым находятся в конфликтных отношениях."

Роджер Фишер и Уильям Юмм полагают, что примерение интересов дает наилучшие результаты, чем примерение позиций. Стилем поведения в конфликте должен быть стиль сотрудничества. Способом разрешения имеющих место в библиотеке конфликтов может быть постановка единой цели, способная обьединить коллектив. Такой целью может быть совместная творческая деятельность и прежде всего научная деятельность.

Проблема повышения и развития творческой инициативы библиотечных работников становится насущной проблемой (Ванеев А. Н., 1999). Недооценка этой проблемы лишает руководителей библиотеки возможности целенаправленно влиять на уровень работы библиотек. Совместная исследовательская программа подключает каждого члена коллектива к общему замыслу групповой групповой деятельности, направляет его нравственно-познавательные ориентиры на проектирование результатов, стратегию их достижений. Мотивация научной деятельности всегда является стремлением к успеху и достижению цели (Аллахвердов с соав.).

Групповая работа вынуждает личность обозначить "пункты" необходимого взаимодействия членов группы, научного общения, создает мотивационную установку на понимание другого члена группы. Создание у каждого члена коллектива этой объективной проблемной ситуации, требующей активизации интеллектуальных сил, способствует появлению главного - психологической основы актуализации своей уникальности и личностности.

Научная деятельность, обладая творческим "зарядом" позволяет найти социально личностную нишу каждому члену коллектива, всех предметно интегрирует в целостную общность.