Третья Всероссийская научно-практическая конференция "Университетская библиотека на рубеже тысячелетий: выбор пути"
[05.12.2000 - 07.12.2000]

Е. А. Охезина

Думая о будущем, делайте правильный выбор: некоторые размышления о работе в корпоративном проекте

В этом докладе я хочу поделиться с Вами своими мыслями по нескольким вопросам, над которыми мне пришлось размышлять в течение этого года, работая по корпоративному проекту "Consensus Omnium: Корпоративная сеть библиотек Урала".

Я не могу сказать, что сегодня оптимизма по вопросам создания корпоративных библиотечных систем у меня больше, чем было год назад. Но я твердо уверена, что НАМ многое по плечу. И это первое "ключевое слово", на котором мне бы хотелось остановиться.

Моя встреча с библиотекой в качестве отличном от простого читателя произошла благодаря тому, что корпоративный проект "Consensus Omnium: Корпоративная сеть библиотек Урала" был поддержан Институтом "Открытое общество". Мы приняли предложенные нам условия игры и попытались создать эту самую корпоративную библиотечную сеть. Представим себе на минуту, что конкурса не было…Что было бы? Сколько еще времени Вы бы смогли работать по-старому? Год, два…? Если учесть, что все предпосылки создания корпорации уже были налицо, то можно сделать вывод, что корпорация все равно бы родилась, пусть не так быстро. Что же это были за предпосылки?

Во-первых, никто не станет опровергать тот факт, что сотрудничество между библиотеками - это традиция. Приведу только несколько примеров:

Во-вторых, наши библиотеки существуют и работают в конкретной стране со всеми вытекающими отсюда последствиями. Экономическая ситуация в стране подталкивает библиотеки к сотрудничеству не только для совместного использования ресурсов (книг, журналов, электронных ресурсов) и просто для выживания.

В-третьих, большинство из здесь присутствующих библиотек прошли трудной тропой автоматизации библиотечных процессов, набив себе разное количество шишек на этом пути. Пытаясь, хоть как-то облегчить этот процесс была создана Секция автоматизации вузовских библиотек. Начиная с 1992-93 годов, многие библиотеки начали создание своих Электронных каталогов.

Ну и, наконец, последнее. Интернет стал доступен и для большинства библиотек. Он становится не только источником информации, но и рабочим инструментом библиотекаря. В качестве примера приведу следующую информацию, полученную из Интернета:

"17 ноября 2000 года состоялся пробный запуск нового глобального библиотечного сервиса Comprehensive Digital Reference Service (CDRS). Проект курируется Библиотекой конгресса США и является попыткой объединить различные библиотеки в единую информационную сеть.
По замыслу создателей сети, любой пользователь сможет, направив всего один запрос, получить ответ из самого близкого и обладающего наибольшей полнотой информации, источника.
Подобные планы существовали всегда, собственно Интернет (если не считать военных целей) как раз и предназначался для объединения ресурсов университетов и библиотек. Однако оставался ряд технологических и организационных проблем. И если задача оцифровки печатных изданий в развитых странах решается успешно, то сам процесс привлечения к участию в проекте достаточного количества библиотек по всему миру и выработка единого стандарта представления информации и запросов реализуются с большим трудом.
В проекте CDRS на каждую библиотеку-участницу заполняется специальная форма, где указываются предметная область, языки, часы работы и другая информация, относящаяся к библиотеке. Эти данные используются для корректной адресации запросов.
Например, запрос по истории австралийских аборигенов система CDRS автоматически адресует в библиотеку Австралии. При этом будет учитываться время работы библиотек в различных часовых поясах, чтобы, распределяя запросы, обеспечить круглосуточное обслуживание.
Пока рабочим языком системы является английский, однако, со временем планируется осуществлять обслуживание на 20 языках. Информация совершенно бесплатно будет доступна всем - от дошкольника до академика".

Еще одной предпосылкой создания корпорации можно считать тот факт, что почти все ВУЗы города объединены в Екатеринбургскую Университетскую сеть (EUNnet).

Таким образом, не было бы конкурса ИОО - корпорация в том или ином виде все равно бы родилась. Конкурс просто явился хорошим катализатором этого процесса, за что можно сказать спасибо ИОО.

Теперь уже можно сформулировать, а что же мы понимаем под этим словом КОРПОРАЦИЯ. Все, что я скажу ниже, является некоторым обобщением мыслей и идей, высказанных нашими коллегами по этой проблеме. Я только попытаюсь спроецировать все это применительно к нашей корпорации.

"Корпорация - это добровольное объединение ряда независимых в административном и хозяйственном отношениях библиотек для совместного решения их функциональных задач, включая совместное создание и использование библиотечно-информационных ресурсов"001

С какими проблемами пришлось столкнуться при создании нашей корпорации?

Необходимо было научиться жить и работать, подчиняя свои "личные" (я имею ввиду локально-библиотечные) интересы, интересам корпорации; поступиться в какой-то степени своей независимостью и осознать необходимость нести ответственность перед партнерами за выполнение общих задач.

Я думаю, что не всем руководителям библиотек-участниц и их сотрудникам было легко перестроиться на "корпоративные" правила работы. Но это естественный процесс, иногда может быть даже болезненный. И с этим должно считаться как руководство каждой библиотеки так и руководство корпорации.

Еще одна проблема была связана именно с тем, что в нашей корпорации произошло объединение библиотек различной ведомственной принадлежности:

Если мы посмотрим на другие библиотечные корпорации, то не все пошли по этому непростому пути. Московский проект, например, объединяет только публичные библиотеки, а Санкт-Петербургский, наоборот, только вузовские библиотеки.

Следующая проблема была связана с тем, что технический уровень библиотек, уровень владения современными информационными технологиями и качество профессиональной подготовки сотрудников был очень различен.

Рассмотрим, на каких принципах строится деятельность корпорации:

Во-первых, это добровольность вступления библиотеки в корпорацию с четким осознанием всех преимуществ и обязательств, встающих перед библиотекой. Безусловно, что этот процесс должен быть официально оформлен. Мы потратили немало времени и сил именно на организационно-правовое оформление нашего сотрудничества.

Во-вторых, корпорация должна создаваться и функционировать по правилам, определенным государственными стандартами РФ (я имею в виду соответствие коммуникативным стандартам и форматам, ГОСТам).

В-третьих, с организационной точки зрения, корпорация может иметь различную структуру: как сильно централизованную (при наличии среди участников корпорации признанного лидера с соответствующим научно-техническим потенциалом) так и более демократически-распределенную (когда технический, организационный и профессиональный уровень участников корпорации достаточно однороден). Но при любом из этих вариантов, в органах управления корпорации присутствует некое центральное звено, которое может называться по-разному. В некоторых корпорациях его называют Наблюдательный Совет, кто-то Директорат, у нас это - Координационный Совет.

Функции этого Координационного совета (Наблюдательного совета или Директората) заключаются в следующем:

Кроме этой структуры среди органов управления корпорацией может присутствовать, например, и Научно-технический совет, и Администрация корпоративной сети.

В-четвертых, для эффективной деятельности корпорации, для повышения профессионального уровня персонала библиотек-участниц корпорации необходима организация системы повышения квалификации. Для решения этой задачи в рамках нашей корпорации мы планируем создание Регионального Учебно-методического центра.

Подводя итоги первого года деятельности по проекту, можно с уверенностью сказать, что выжили и добились успеха те корпорации, где среди участников корпорации был безусловный лидер, не только в организационном и техническом планах, а самое главное - где был коллектив специалистов, способных решать как организационные так и технические задачи на современном уровне. Примеры всем хорошо знакомы: Московский проект - ГПНТБ России, Санкт-Петербургский проект - СПбТУ, Екатеринбургский проект - УрГУ.

Я не буду говорить о выполнении некоторых обязательств (или правил) участниками корпорации, без которых просто невозможно создание каких-либо общих ресурсов. Не буду говорить о том, что дает участие в корпорации остальным нашим партнерам, потому что считаю, что пусть об этом они скажут сами.

Остановлюсь еще на одном "ключевом слове", которое мне, как техническому специалисту, ближе - Автоматизированные библиотечно-информационные системы. Я уже и не сосчитаю сколько раз мне задавали вопрос: "Какую АБИС нам купить?". Я и сейчас не готова ответить на этот вопрос. Невозможно дать один рецепт для всех. Но, как абсолютно верно заметили господа Я. Л. Шрайберг и Ф.С. Воройский, говоря о выборе АБИС, необходимо "…выбрать партнера, достоинства, привлекательность и недостатки которого раскрылись бы до Вашего вступления с ним в чреватые серьезными последствиями отношения"002 .

В связи с этим, при выборе АБИС было бы желательно оценить характеристики системы по следующим направлениям:

Я остановлюсь на трех российских Автоматизированных библиотечно-информационных системах присутствующих на сегодняшний день на рынке, это:

Итак, начнем с "РУСЛАНА". Ее официальная презентация прошла на состоявшейся 13-17 ноября 2000 года Международной конференции и выставке LIBCOM-2000.003 Утверждается, что это российская библиотечная система нового поколения, разработанная с использованием самых современных технологий построения распределенных информационных систем, открытых стандартов на протоколы взаимодействия и форматы данных. "РУСЛАН" создавалась для использования в корпоративных проектах.

На базе этой системы может быть построена библиотечная сеть любой конфигурации: от локальной системы, функционирующей на одном компьютере, до сетей с неограниченным количеством серверных и клиентских компонентов.

Система умеет гибко настраиваться на потребности и особенности библиотечных процессов в конкретной библиотеке, причем все эти прикладные возможности могут быть настроены самим пользователем без обращения к разработчикам и техническим специалистам.

Система полноценно поддерживает обработку библиографических и авторитетных записей в формате RUSMARC. Система позволяет вести базы данных библиографических и авторитетных записей в любом формате семейства MARC (RUSMARC, UNIMARC, USMARC, MARC21, "свой - MARC").

В системе поддерживаются и развиваются новейшие библиотечные технологии, такие как: корпоративная каталогизация, ведение каталогов электронных ресурсов, открытый доступ к электронным каталогам и полнотекстовым коллекциям, штрих-кодирование единиц хранения и читателей, электронный заказ и доставка документов и т.д. Ведутся работы по интеграции в систему функций цифровой библиотеки, в планах - реализация функций подписки, распознавания элементов библиографического описания при сканировании титульного листа и другие "сказочные возможности".

Надежность системы гарантируется использованием технологии защиты удаленных транзакций и отката к предыдущим версиям записей в случае системного сбоя или разрыва сетевого соединения. Безопасность обеспечивается контролем доступа к данным различных категорий пользователей и мониторинга их работы в реальном режиме времени.

Компоненты системы стандартны:

Стоимость как системы в целом, так и ее компонентов, такова, что позволить себе использовать такую систему могут только действительно крупнейшие библиотечные центры, хотя отдельные ее компоненты (например, Z39.50 - сервер) могут быть использованы и такими корпорациями как наша.

Перейдем к разработкам ООО "ДИТ-М". Эта компания предлагает на сегодняшний день два своих продукта OPAC-R и OPAC-Global.004

OPAC-R предназначена для предоставления пользователям Интернет собственных и импортируемых информационных ресурсов. OPAC-R позволяет использовать национальные и собственные авторитетные и справочные файлы. Является универсальным программным средством для создания массивов полносодержательных цифровых документов. Поддерживает систему национальных форматов RUSMARC для библиографических и авторитетных файлов. Система OPAC-R снабжена гибким модулем финансовых расчетов с удаленными пользователями в соответствии с изменяемым прейскурантом цен. Предоставляет возможность организации электронного бизнеса по продаже информационных услуг, включая ЭДД.

Другими словами, OPAC-R - это инструмент для выставления информационных ресурсов в Интернет, и более ничего! Понятно, что компания параллельно стала развивать и другие направления, чтобы создать интегрированную библиотечно-информационную систему. Вот и появился OPAC-Global. OPAC-Global предназначена для создания “Электронных библиотек без границ”. Процесс создания глобальной электронной библиотеки состоит из следующих этапов: каталогизация, реферирование, оцифровка и доставка документов.

Компоненты системы OPAC-Global:

Планируется переход на UNICODE ( III квартал 2001 года).

Стоимость продуктов компании "ДИТ-М" достаточно высока, что ограничивает круг потенциальных потребителей данных продуктов.

И последний наш претендент. ИРБИС005 – Система автоматизации библиотек, отвечающая всем международным требованиям, предъявляемым к современным библиотечным системам, и в тоже время поддерживающая все многообразие традиций российского библиотечного дела.

Основные характеристики этой системы:

Система состоит следующих компонент: АРМ "Комплектатор", АРМ "Каталогизатор", АРМ "Читатель", АРМ "Книговыдача", АРМ "Администратор", Мини ИРБИС, WWW-сервер для доступа к ресурсам ИРБИС, Модуль обеспечения работы по протоколу Z39/50.

Стоимость полной сетевой версии (без WWW-сервера и Модуля обеспечения работы по протоколу Z39/50) составляет 2 800 долларов. Стоимость WWW-сервера - 1 800 долларов, Модуля обеспечения работы по протоколу Z39.50 - 2 100 долларов. Итого, весь пакет Вам обойдется в 6 700 долларов (с годовым гарантийным обслуживанием), хотя небольшим библиотекам весь пакет и не нужен, а необходим оптимальный набор АРМов, что существенно снижает стоимость. Разработчики предлагают гибкую систему скидок для различных категорий потребителей.

Кроме этого, следует отметить отлаженную систему установки, обучения и сопровождения пользователей, что позволяет использовать данную систему даже библиотекам, не имеющим в своем составе специальной группы технических специалистов. К очередной конференции "Крым-2001" намечен выпуск новой версии системы, основанной клиент-серверных приложениях.

Таким образом, вывод напрашивается сам: "Думайте сами, решайте сами: иметь или не иметь". И если иметь, то что.

 



001 Воройский Ф. С. Корпоративные сети библиотек: накопленный опыт и некоторые прогнозы // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек: Тезисы докладов Четвертой международной Конференции и Выставки LIBCOM - 2000. - Звенигород, 2000. -
С. 15-18.

002 Шрайберг Я. Л., Воройский Ф. С. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие. - М.: Либерия, ГПНТБ России, 1996. - 273 с.: ил. 23 табл. - Библиогр.: 137 назв.

003 Возможности системы РУСЛАН по организации взаимодействия в сетевой библиотеке на основе протокола Z39.50 / В. Л. Баранов, А. В. Морозов, Д. Е. Рябев и др. // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек: Тезисы докладов Четвертой международной Конференции и Выставки LIBCOM-2000.- Звенигород, 2000. - С. 21-24.

004 Логинов Б.Р. Новая технология OPAC-Global для глобальных онлайновых электронных библиотек // Электронная конвергенция: новые технологии в музеях, галереях, библиотеках и архивах: Материалы конференции "EVA'2000 Москва". - Москва, 2000. - С. 15-4-1 - 15-4-3.

005  Маршак Б. И., Бродовский А. И. Как из птицы ИБИС получить дикую кошку ИРБИС, а затем ее приручить // Электронная конвергенция: новые технологии в музеях, галереях, библиотеках и архивах: Материалы конференции "EVA'2000 Москва". - Москва, 2000. - С. 15-3-1 - 15-3-3.