Третья Всероссийская научно-практическая конференция "Университетская библиотека на рубеже тысячелетий: выбор пути"
[05.12.2000 - 07.12.2000]

Д. А. Каплунов

Концепция электронной библиотеки: взгляд на проблему

Электронная библиотека, как часть единого информационного пространства

В настоящее время определение Электронной библиотеки не имеет четкой формулировки и, скорее, представляет собой набор пожеланий по использованию новых технологий в области обработки, хранения и поиска документов. Самое распространенное определение ее, как набора электронных документов и электронных каталогов, обедняет понятие Электронной библиотеки. Введение нового термина в контексте одной организациине оправдано, поскольку и обычная библиотека, вполне, может содержать электронные ресурсы. Современные технологии обработки и передачи информации позволяют расширить определение Электронной библиотеки и представить ее как составную часть единого информационного пространства. Электронная библиотека, построенная по этому принципу, предоставит посетителю свободный доступ к мировым информационным ресурсам, и, в свою очередь, получит возможность свободно распространять свои материалы. На практике это означает, что электронная библиотека может быть определена лишь как составная часть системы электронных библиотек, поддерживающих информационный обмен, как между собой, так и с внешним миром.
Обосновать подобную трактовку Электронной библиотеки можно, проследив историческое развитие сети Интернет и внедрение электронных технологий в технологический процесс библиотеки. Остановимся лишь на основных вехах, поскольку историческую справку как по развитию Сети так и библиотечных технологий можно найти в любой популярной литературе означенных тематик.

Интернет

Сеть-прообраз Интернет зародилась в 70-е годы как военная разработка, направленная на создание сети передачи данных, устойчивой к поражению ее отдельных сегментов во время ведения глобальных военных действий. Коммерческая жизнь этой сети началась в качестве сетевой службы в Unix системах. Долгое время сеть была ориентирована на специалистов в области компьютерных технологий. Связано это было как с необходимостью наличия квалифицированных специалистов для обслуживания сети, так и с неразвитостью и высокой стоимостью сетевых технологий, что делало Сеть недоступной для рядовых граждан.
Революционный прорыв в Интернет-технологиях произошел в конце 80-х годов. Развитие сетевых технологий увеличило скорость передачи информации и удешевило процесс подключения к сети. С другой стороны, с возникновением технологии WWW получение и размещение информации, которая моментально становилась доступной миллионам пользователей Интернет, перестало быть прерогативой узкого круга специалистов. Однако стремительное наполнение сети информацией быстро обозначил другую проблему - проблему получения информационных ресурсов потребителем. Огромный объем интернет-ресурсов, начал служить препятствием для доступа пользователя к необходимому документу. Доступность WWW-технологий для всех желающих обозначил еще две проблемы – достоверность информации, размещенной в сети и ее правовую защищенность.
К сожалению, описанные выше негативные стороны развития Интернет, создали сети славу этакой всемирной свалки документов сомнительного содержания, прибежища школьников, хакеров и, все тех же, компьютерных специалистов, которые только и могут распутать эту всемирную паутину. Нельзя утверждать, что это полностью неверно, однако последние несколько лет обозначились тенденции к упорядочиванию, систематизации и правовому регулированию Интернет. Подобные усилия предпринимаются как правительственными организациями, так консорциумами фирм-разработчиков компьютерной продукции, крупных библиотек и их объединений. Появляются законодательные акты регулирующие правовые аспекты электронных документов, а так же регламентирующие ответственность за размещение в сети информации. Разрабатываются стандарты устройства и описания электронных документов.
Процесс перехода от хаоса к порядку связан, прежде всего, с заинтересованностью государственных органов, а так же крупных коммерческих фирм и информационных агентств в привлечении Интернет аудитории. Свидетельство тому - как в появлении многочисленных представительских серверов, страниц политических деятелей, лент новостей, интернет-магазинов и т.д., так и в участии или финансировании государственными организациями и коммерческими фирмами разработок связанных развитием стандартизации представления информации в сети.

Библиотека


Библиотечные технологии, решающие по сути проблемы аналогичные проблемам, стоящим перед Интернет – регистрация, хранение и поиск среди большого объема информационных материалов, в отличие от сетевых технологий, имеют существенно длительную историю развитие. Как следствие библиотеки обладают бесценным опытом работы по описанию ресурсов, так необходимый Интернет. Не удивительно, что именно крупные библиотеки являются родоначальниками многих стандартов разработки и описания электронных документов.
Необходимость обработки большого объема информации привела к внедрению компьютерных технологий еще на заре появления компьютеров. Естественно одними из первых были реализованы электронные каталоги, а так же разработаны стандарты электронного описания единиц хранения библиотеки. С развитием Интернет появились и WWW-реализации электронных каталогов. Возникли стандарты и протоколы, ориентированные на межсетевой (межбиблиотечный) поиск и обмен документами.
Развитие технологий представления информации привели к появлению в библиотеках новых разновидностей единиц хранения, отличных от традиционных печатных ресурсов. На ряду с аналоговыми представителями новых технологий – видео и аудио записями, начали появляться и цифровые ресурсы.
Российские библиотеки традиционно повторяют путь пройденный библиотеками на Западе и в настоящее время большинство (по крайней мере) крупных библиотек оснащены компьютерными системами, решающими (по крайней мере) локальные задачи конкретной библиотеки, имеют подключение к глобальной сети (Интернет).
Бесспорно, внедрение компьютерных технологий в библиотечный процесс, даже в минимальных масштабах, требует крупных материальных затрат, не говоря уже об использовании сетевых технологий, требующих затрат, часто непосильных для одной библиотеки. С другой стороны, без использования этих технологий, становятся все более затруднительными такие жизненно важные для библиотеки функции как получение новых материалов (которые в электронном виде часто существенно дешевле и доступней), и информационный обмен между библиотеками (как описание ресурсов, так и использование ЭДД).

Электронная библиотека


Выводы, которые очевидно следует из вышесказанного:


В конечном итоге должна возникнуть единая Электронная библиотека участников объединения, которая в свою очередь может быть включена в более крупное объединение.

Электронная библиотека. Общие положения

Основные цели создания электронной библиотеки -

Состав


Электронная библиотека состоит из следующих основных частей:

Виды деятельности

Взаимодействие

Для организации оптимальной работы электронной библиотеки немаловажно взаимодействие с аналогичными структурами в других регионах. Результатом таких контактов должно явиться создание системы обмена информации о наличии литературы, организация совместного доступа к электронным документам, выработка единых стандартов создания электронных документов.
Обслуживание электронной библиотеки, а так же специфика производства и накопления фондов электронных документов предполагает совместную работу специалистов библиотеки и специалистов в области компьютерных технологий.

Технологии формирования электронных фондов

Технология доставки информации.


В настоящее время наиболее бурно развивающимися и, как следствие, вмещающие в себя наиболее передовые средства обработки информации являются Интернет-технологии. Кроме того, ориентация на доставку информации через Интернет автоматически неограниченно расширит аудитории электронной библиотеки.
Ориентация на Интернет-технологии не исключает использование других способов предоставления информации пользователю (CD, магнитные носители, DVD и т.д.), при этом, при продуманном устройстве электронного документа, смена технологии не потребует затрат на преобразование этого документа.

Технология представления информации.


Технологические решения по представлению информации - один из важных и ответственных этапов разработки электронного документа. Удачный дизайн документа минимизирует затраты времени и сил пользователя необходимых для восприятия информации.
Представление информации имеет два аспекта. Более важным из них является структуризация информации. Для описания структуры информационных ресурсов естественен выбор некоторого языка структурной разметки. Второй аспект представления информации - ее визуализация, не является первостепенно важным, и, при удачной реализации задачи структурного представления документа может быть опущен. Кроме того, увлечение визуальным представлением неминуемо приведет к возникновению проблем учета возможностей устройств отображения, возрастанию стоимости доставки информации, а так же возникновению дополнительных расходов при производстве электронного документа.
В настоящее время наиболее прогрессивным считается принцип разделения содержательной и визуальной частей электронного документа.

Технология обмена


За последние несколько лет в России произошел резкий рост производства электронных ресурсов. К сожалению, в создании таких документов практически полностью отсутствует какая-либо системность. В лучшем случае, можно говорить о системном подходе в формировании коллекции электронных документов отдельной организации.
Обилие документов, выполненных с применением различных технологий, приносит трудности, как при их представлении, так и при попытке их каталогизации. С другой стороны, большой опыт создания электронных документов может послужить основой для разработки единого стандарта представления электронных документов. Такой стандарт ни в коем случае не должен быть обязателен для уже существующих документов - такое преобразование было бы чрезвычайно дорогостоящим, да и просто малореальным в силу гигантского объема электронных ресурсов, созданных к настоящему времени. Однако использование общего стандарта представления электронных документов как обменного было бы полезно для создания каталогов и депозитариев, а так же для обеспечения гарантии возможности показа данного документа на любом устройстве вывода.
Выработка рекомендаций по созданию обменного формата электронных документов, естественно, может быть решена лишь на федеральном уровне.

Технология хранения информации


Схема хранения информации должна удовлетворять следующим требованиям:
Надежность - электронные документы должны быть надежно защищены от несанкционированного доступа, а также должна быть обеспечена их сохранность.
Быстрый доступ - пользователь должен иметь возможность провести поиск и оперативно получить необходимую информацию
Возможность редактирования - ряд электронных документов могут требовать редактирования или изменения, причем с большой вероятностью такие изменения могут вноситься неквалифицированными пользователями.
Компактность - при наличии большого объема документов вопросы компактного хранения документов могут стать актуальными.

Организационные и правовые аспекты

Развитие системы электронных библиотек

Общее руководство
В ходе становления Электронная библиотека проходит два этапа: первый - создание фонда электронных документов, электронных каталогов локальных ресурсов, и второй - вхождение в систему электронных библиотек с возможностями поиска и обмена электронными документами. Если первый этап построения электронной библиотеки вполне по силам одной организации, то на втором этапе, бесспорно, необходимо создание консорциума нескольких организаций, призванного максимально облегчить путь интеграции отдельной электронной библиотеки в систему аналогичных библиотек.
В задачи такого консорциума должны входить:

Принятие единых стандартов
Система электронных библиотек окажется нежизнеспособной, если в ее основе не будут лежать стандарты представления и поиска электронных документов. Нельзя забывать, с другой стороны, что процесс накопления электронных ресурсов долгое время происходил без опоры на какие-либо стандарты, кроме того, существуют отлаженные технологические процессы разработки электронных документов в конкретных организациях. С нашей точки зрения, было бы не верным пытаться в обязательном порядке привести все существующие документы к новым стандартам, поскольку затраты на это могут быть сравнимы с созданием документа с нуля. Было бы интересно говорить об использовании единых стандартов представления электронных документов, как об обменном формате, используемом при передаче информации другой организации.

Consensus omnium: корпоративная сеть библиотек Урала


Примером описанной концепции Электронной библиотеки служит реализация проекта "Consensus Omnium корпоративная сеть библиотек Урала", финансовая поддержка которого осуществляется институтом "Открытое общество" в рамках гранта "Российские корпоративные библиотечные системы".
Библиотеки-участницы проекта ко времени начала его реализации уже были включены в сеть образовательных организаций г. Екатеринбурга – EunNet и имели надежный доступ к Интернет.
В рамках первого этапа в 2000 году была проведена большая подготовительная работа по организации консорциума, согласованы стандарты обмена информацией, началось формирование сводного электронного каталога участников проекта (более 230 000 записей в настоящий момент).
Второй этап, базируясь на результатах первого этапа, должен дать начало формированию цифровых коллекций.
Реализуется поддержка (в качестве обменного) формата RUSMARC и протокола доступа к базам данных Z39-50, что позволит производить обмен информацией и поиск в каталогах библиотек, находящихся за пределами Урала.
Совместная работа участников проекта позволит уже через год говорить об организации Электронной библиотеки с фондом цифровых документов, единым каталогом, возможностью обмена информацией с другими библиотеками, по стандартным протоколам.
Разумеется, создание полноценной Электронной библиотеки, с богатыми фондами, мощными коммуникационными возможностями требует длительного времени и значительных материальных вложений, но в результате каждая библиотека получит доступ к ресурсам других участников проекта, а так же других библиотек России и мировым ресурсам. Подобная система позволит значительно улучшить качество обслуживания посетителей библиотек, а так же позволит существенно расширить круг пользователей библиотечными ресурсами.