Третья Всероссийская научно-практическая конференция "Университетская библиотека на рубеже тысячелетий: выбор пути"
[05.12.2000 - 07.12.2000]

Н. К. Горбунова

Библиотечное партнерство: интеграция и доступность информационных ресурсов

Освоение единого информационного пространства страны всегда предопределяло развитие и установление определенных партнерских отношений и рассматривалось библиотечным сообществом как реализация своих производственных и корпоративных интересов. Обмен передовым библиотечным опытом, создание резервных обменных фондов, межбиблиотечный абонемент, координация деятельности по реализации политических задач – вот не полный перечень межбиблиотечного взаимодействия недавнего прошлого. Изменение экономической и социальной обстановки в стране, возникшие диспропорции в финансировании привели к изменению уровня технической и информационной оснащенности библиотек и обусловили распад казалось бы стабильных межбиблиотечных связей. Библиотека, как любая социальная организация, обязана учитывать изменения и требования среды. Поэтому определяющими функциями библиотеки на современном этапе является реализация права пользователя на получение оперативной и полной информации, а также на предоставление доступа к информационным ресурсам не только внутри библиотеки, но и за ее пределами. Данное требование влечет за собой необходимость активизации библиотечного партнерства на современном этапе. Новации же в партнерском взаимодействии связаны, чаще всего, с пересмотром целевых ориентиров библиотеки, уточнением ее функций, выбором определенных приоритетов в развитии.

Библиотека Омского государственного технического университета осуществляет свою деятельность в части межбиблиотечного взаимодействия по 3-м направлениям:

Мы исходим из того, что при осознанном выборе партнеров каждая из сторон в процессе взаимодействия получает необходимый ей продукт (интеллектуальный или технический ресурс).

Межбиблиотечный абонемент

Услугами межбиблиотечного абонемента в Омском техническом университете, в основном, пользуются студенты-дипломники, аспиранты и докторанты. С 2000 года появилась возможность расширить границы МБА: пользователям было предоставлено право заказывать электронные копии документов через «Виртуальный абонемент» ГПНТБ СО РАН и службу «Русский курьер» РГБ. Новые направления в работе МБА на сегодняшний день достаточно востребованы. Стоимость сканированной страницы оплачивает пользователь, прием и оценку стоимости заказа, а также его отправку оплачивает научно-исследовательская часть университета (НИЧ). Оперативность выполнения заказов, возможность получить исчерпывающую информацию и электронные документы из различных баз данных вызвали повышенное внимание пользователей к этим видам услуг. Все это стало возможным, благодаря тому, что библиотека ОмГТУ в 1999 году выиграла грант фонда Сороса «Интернет-технологии в вузовскую библиотеку» и смогла, таким образом, расширить и обновить парк компьютерной техники. Мы сотрудничаем через МБА с библиотеками вне зависимости от их отраслевой принадлежности. Сейчас среди наших абонентов более 20-ти предприятий города: «Водоканал», научно-производственное объединение «Колос», конструкторское бюро «Иртыш», научно-производственный центр «Динамика» и другие.

Создание библиотечно-информационной среды для дистанционного образования.

С 1997 года перед Омским государственным техническим университетом была поставлена задача создания сети филиалов и представительств в Западно-Сибирском регионе. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать: успешно работают представительства нашего университета в таких городах как Нефтеюганск, Сургут, Нижневартовск. С этого года открыты представительства в Нововаршавском и Называевском районах Омской области, проходят последний этап утверждения в Министерствах образования России и Казахстана документы, позволяющие открыть сеть филиалов и представительств в городах Астана, Кустанай, Павлодар, Экибастуз и Семипалатинск. Действительно, в создании системы филиалов за четыре года произошли положительные сдвиги. Вместе с тем обозначилась проблема, решить которую университет может, используя потенциал библиотеки. Это связано с созданием определенных условий, необходимых пользователям для получения информационных и библиотечных услуг. Студенты (даже из самых отдаленных областей) имеют равные права на получение необходимой информации, и библиотека обязана предоставить ее в полном объеме, как того требует современный уровень высшего образования. Решением Ученого совета вуза была реорганизована структура библиотеки ОмГТУ: на базе иногородних представительств были открыты филиалы библиотеки. Надо отметить, что ресурсная база библиотек учебных заведений, на основе которых открыты филиалы и представительства ОмГТУ, находится на низком уровне, который не позволяет должным образом обеспечить учебный процесс. Поэтому в начале 2000 года библиотека ОмГТУ предприняла некоторые шаги по организации взаимодействия с библиотеками-филиалами. Была выслана анкета, которая содержала вопросы по организации библиотечного фонда и материально-технической базы библиотек. Результаты анкетирования позволили наметить пути взаимного сотрудничества, разработать «Положение о взаимодействии библиотеки ОмГТУ с библиотеками-филиалами», проект «Положения о библиотеке – филиале». В процессе формирования заявки на участие в конкурсе фонда Сороса «Открытая библиотека - 2000» была разработана Программа взаимодействия ресурсного центра (библиотеки ОмГТУ) с библиотеками-филиалами. Сотрудничество осуществляется по трем направлениям, для каждого из которых разработан перечень мероприятий.

I направление предполагает обеспечение доступа к информационным и интеллектуальным ресурсам библиотеки ОмГТУ, расширение ассортимента услуг для пользователей библиотек-филиалов. В рамках этого направления необходимо:

  • Изучить качественный состав и информационную ценность фонда библиотек-филиалов, образовательную инфраструктуру региона, провести мониторинг информационных запросов пользователей библиотек.

  • Предоставить исчерпывающую информацию о ресурсной базе библиотеки ОмГТУ.

  • Содействовать формированию фонда изданий в соответствии с профилем филиала и информационными запросами читателей, предоставляя преподавателям филиалов и сотрудникам библиотек книготорговую информацию в традиционном и машиночитаемом виде.

II направление – реализация системы дистанционного доступа к источникам информации для самостоятельной работы удаленных пользователей:

  • организация в библиотеке ОмГТУ рабочего места для тиражирования и распространения учебно-методической и другой информации на электронных носителях;

  • создание информационного сервера, осуществляющего централизованное хранение и доступ к ресурсам библиотеки ОмГТУ (электронные издания, компьютерные обучающие и контролирующие программы, справочники, методические указания, учебные пособия и т.д.);

  • разработка рекомендаций для сотрудников библиотек-филиалов по организации обучения читателей информационной культуре, использованию информационных и компьютерных технологий при подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ.

III направление предполагает организацию системы непрерывного образования сотрудников библиотек- филиалов. Такая система включает:

  • курсовую подготовку сотрудников библиотек-филиалов (по 40-часовой программе курс «Основы компьютерной грамотности», по 60-часовой программе курс «Новые информационные технологии»);

  • создание полнотекстовой базы данных технологической и научно-методической библиотечной документации: сканирование материалов и запись информации на магнитные носители;

  • систематическую методическую помощь библиотекам-филиалам.

В контексте данного библиотечного партнерства важно отметить тот факт, что такое взаимодействие возможно только при полном осознании своих интересов и мотивов сотрудничества.

Разрабатывая систему сотрудничества с библиотеками – филиалами, мы пришли к выводу, что имеем все необходимые предпосылки осуществления функций ресурсного центра для технических библиотек промышленных предприятий города. В 1998 году библиотека ОмГТУ изучала возможности взаимодействия с рядом технических библиотек: были высланы анкеты с просьбой ответить на вопросы, тематика которых касалась организационной структуры библиотеки, тематического профиля комплектования, наличия литературы по типам издания, количества новых поступлений в год, а также доступности библиотеки для сторонних читателей. На основе полученной информации нами были сделаны следующие выводы:

  • книжные фонды и тематика выписываемых периодических изданий соответствуют профилю конкретного предприятия;

  • в фондах присутствует учебная, производственная, научная и справочная литература, но не в достаточных количествах;

  • с 90-х годов библиотеки практически не комплектуются. Приобретаются отдельные издания для конкретных специалистов;

  • многие библиотеки работают по сокращенному режиму; не во всех библиотеках работают специалисты с библиотечным образованием; на отдельных предприятиях библиотеки либо временно закрыты, либо полностью расформированы.

Таким образом, имея достаточные материальные и информационные возможности, библиотека ОмГТУ как ресурсный центр может оказать техническим библиотекам города соответствующую информационную и консультационную поддержку. В рамках будущего сотрудничества на базе библиотеки ОмГТУ в октябре 2000 года было организовано заседание межведомственного профессионального клуба «Диалог», на котором сотрудники библиотек промышленных предприятий города ознакомились с организацией работы и информационными ресурсами библиотеки.

 

 

 

Участие библиотеки ОмГТУ в корпоративном проекте.

 

С 1999 года библиотека ОмГТУ участвует в реализации проекта «Корпоративная библиотечная система Омского региона». Цель проекта - объединить существующие и создать новые информационные ресурсы библиотек Омского региона, организовать открытый и эффективный доступ к электронным каталогам и базам данных. Использование современных технологий для межбиблиотечного обмена информационными материалами и повышение качества библиотечного и информационного обслуживания, гарантирующего оперативность, точность и полноту предоставляемой информации – конечный результат корпоративного проекта. Начальный этап корпоративного проекта был реализован библиотекой самостоятельно, без какой-либо финансовой поддержки со стороны. В результате выполненных работ библиотека ОмГТУ:

  • Увеличила скорость подключения к региональной сети до 2 Мбит/сек., а скорость доступа в Интернет до 112 Кбит/сек. Это позволило произвести дополнительное подключение рабочих мест с доступом в Интернет (до 5-ти) в библиотеке ОмГТУ.

  • Организован открытый и эффективный доступ к информационным ресурсам библиотеки по внешним сетям (Интернет) и по внутренней корпоративной сети вуза. Создан WWW – сервер библиотеки, на котором имеется доступ к электронному каталогу и полнотекстовой базе данных учебных изданий сотрудников и преподавателей ОмГТУ, при этом используется единая поисковая система для электронного каталога, представленного в формате RUSMARC, и полнотекстовой базы.

  • В результате конвертирования данных электронный каталог библиотеки ОмГТУ представлен к использованию в Сводном корпоративном каталоге Омского региона и на Web – сайте библиотеки. На сегодняшний день в Сводном корпоративном каталоге представлены пока две библиотеки: Областная научная библиотека им. А. С. Пушкина и библиотека ОмГТУ. В конце ноября 2000 года стало известно, что Омским регионом выигран грант Института Открытое общество Фонда Сороса на осуществление второго этапа корпоративного проекта.

Таким образом, на примере нашей библиотеки можно увидеть, что библиотечное взаимодействие складывается из множества разнородных контактов библиотек разного уровня и масштаба, происходит по разным поводам и имеет различное содержание, но преследует одну цель – обеспечение полного и свободного доступа читателей к знаниям и информации.