Третья Всероссийская научно-практическая конференция "Университетская библиотека на рубеже тысячелетий: выбор пути"
[05.12.2000 - 07.12.2000]

М. В. Доброва

Начало. Из истории вузов и библиотек г. Екатеринбурга

История вузовских библиотек в значительной степени является отражением истории самих вузов. Поэтому, прежде чем говорить о библиотеках, необходимо хотя бы в общих чертах обрисовать историю становления системы высшего образования г. Екатеринбурга. И начать придется издалека.
Еще в XYIII веке Урал превратился в главный горнозаводской регион России. Уже в то время возникла проблема подготовки квалифицированных кадров. Но особенно она обострилась во второй половине XIX века, когда после отмены крепостного права уральские заводы лишились дармовой рабочей силы, что "подрезало основы старого уклада промышленности", как писал известный металлург В. Е. Грум-Гржимайло. Заводы, построенные более ста лет тому назад, приходили в упадок, оборудование и технологии устаревали и к концу XIX века большинство их стало убыточно. Необходима была техническая революция, а для ее осуществления требовалась целая армия высококвалифицированных специалистов, инженеров и техников, для которых Урал был бы не просто временным местом службы, а Родиной. Это понимали многие.
В сентябре 1896 года Екатеринбургская городская дума направила в правительство ходатайство об открытии в Екатеринбурге Высшего горного училища, но получила отказ. На протяжении последовавших за этим тринадцати лет вопрос об организации высшего технического учебного заведения на Урале поднимался неоднократно. В пользу этого высказывался съезд уральских горнопромышленников, губернское и уездное земства, научная общественность в лице Уральского общества любителей естествознания. А главное, этого требовала жизнь. Дискуссии велись о типе учебного заведения – политехникум или горный институт; о месте, где оно должно быть открыто – Екатеринбург или Пермь; о средствах, потребных для реализации проекта. В 1909 году в Екатеринбурге при городской думе создается специальная комиссия по вопросу открытия на Урале вуза. Председателем комиссии становится городской голова – Александр Евлампиевич Обухов. В Перми создается аналогичная комиссия. Результаты работы этих комиссий были доложены в июле 1911 года на заседании междуведомственной комиссии Министерства народного просвещения в Санкт-Петербурге. Заседание было посвящено вопросу открытия высшего учебного заведения "в том или ином из конкурирующих городов". Интересы Екатеринбурга отстаивали А.Е. Обухов и горный инженер Н.С. Михеев. Их совместный доклад оказался более обоснованным и убедительным, и решение было принято в пользу Екатеринбурга. В скобках можно заметить, что Пермь не оказалась внакладе. В 1916 году там открылся филиал Петроградского университета, который через год превратился в самостоятельный вуз. Таким образом, Пермь стала первым университетским городом на Урале.
Последующие события развиваются в ускоренном темпе. Учебным отделом Министерства торговли разрабатывается проект организации института, утверждается учебный план и штатное расписание. 14 июня 1914 года законопроект об открытии в Екатеринбурге горного института принят Государственной думой, затем одобрен Государственным Советом и, наконец, 3 июля 1914 года закон высочайше утвержден императором Николаем II.
Первым ректором УГИ назначается 36-летний профессор Петроградского горного института крупный , ученый-химик Петр Петрович фон Веймарн. Ему же достается пост председателя строительной комиссии, первое заседание которой состоится 7 ноября 1915 года. Строительство собственного здания становится на ближайшие два года главной целью. Город выделяет 24 десятины земли на восточной окраине по оси Главного проспекта за железной дорогой, проходящей по улице Восточной. 17 июня 1916 года состоится торжественная закладка первого камня в фундамент Горного института. Это здание, возводившееся по проекту архитекторов братьев Бернардацци, так никогда и не будет достроено. В годы Гражданской войны там последовательно расквартировывались части Белой и Красной армий. Этот постой закончится большим пожаром. В дальнейшем нехватка средств не позволит возобновить строительство, и, в конце концов, обгорелые руины недостроенного здания Горного института будут взорваны в первые месяцы Великой Отечественной войны, похоронив под своими обломками усилия и надежды многих людей.
Не смотря на затянувшееся строительство, подготовка учебного процесса шла своим чередом, и 9 октября 1917 года в Уральском горном институте начались занятия для 306 первокурсников. Не имея пока собственного здания, институт для учебных целей арендовал у города ряд помещений. Первая лекция была прочитана в читальном зале библиотеки им. В.Г. Белинского, а затем занятия велись в золотоплавочной лаборатории, Вознесенской школе, мужской гимназии и т.п.
Первые три года жизни института оказались годами тяжелейших испытаний. Основанный при царе, открывшийся при Временном правительстве, переживший с октября 1917г. по июль 1919г. пятикратную смену власти, потерявший многих студентов и преподавателей из-за мобилизаций и эвакуации части личного состава, которая последовала по приказу властей за день до взятия города частями Красной армии 14 июля 1919г., Уральский горный институт, тем не менее, выжил. И это было равносильно подвигу.
Весной 1920г. УГИ действовал в составе шести факультетов: геологоразведочного, рудничного, металлургического, механического, химического и инженерно-лесного, первые пять – в составе 3-х курсов, последний – 1-го. Еще в декабре девятнадцатого года в институте появился невиданный в дореволюционном вузе новый факультет - рабочий. Общее количество студентов составляло 897 человек. Результатом конкурса, объявленного в 1919-1920 учебном году явилось существенное пополнение профессорско-преподавательского состава. В январе-феврале в Екатеринбург из Москвы прибыла для работы в Уральском горном институте группа преподавателей, в том числе известные ученые-геологи Гапеев А. А., Высоцкий Н. К., Шубников А. В., Преображенский П. И. и др. Всего же в Горном весной 1920г. числилось 17 профессоров и 103 преподавателей и научных сотрудников. Геологоразведочный и рудничный факультеты получили два здания на набережной городского пруда: резиденцию главного горного начальника и особняк, в котором размещалось страховое общество «Якорь» (Ныне в этих зданиях находятся областная спецбольница и Дом мира и дружбы).
Естественно, что и проблем было более чем достаточно: не хватало помещений и оборудования, строительство собственного здания было заморожено, быт студентов и преподавателей обеспечен крайне скудно. И в то же время казалось, что самое трудное позади, появилась обнадеживающая перспектива. Никто из горняков не предполагал, что 1920-1921 учебный год станет переломным и резко изменит их судьбу.
Этот год в истории высшего образования на Урале имеет особое значение, так как связан с организацией в Екатеринбурге Уральского государственного университета. Университет, в отличие от Горного института, создавался очень быстро, по-революционному. Нужны были врачи, учителя, агрономы. Нужны были образованные люди для органов управления. Поэтому движение, как и в первом случае, шло снизу. По инициативе екатеринбургского губисполкома 30 марта 1920г. на заседании коллегии отдела народного образования принимается решение «об учреждении при губнаробразе Университетской комиссии по открытию в гор. Екатеринбурге государственного университета». Весьма оперативно комиссией был подготовлен доклад, представленный наркомпросу. В итоге появляется первый вариант декрета об учреждении Уральского госуниверситета. Он определял следующую структуру УГУ:


Вся подготовительная работа по созданию университета, разработка устава и штатов, составление сметы и проч. поручается Организационному комитету, включающему как членов Екатеринбургского исполкома, так и ректоров некоторых столичных вузов. Здесь же называется сумма, выделяемая правительством в распоряжение Оргкомитета на нужды создаваемого вуза – двести пятьдесят миллионов рублей, и указываются два здания, передающиеся УГУ – здания бывшего Епархиального училища и бывшей 2-ой женской гимназии. Этим документом вопрос о создании Уральского государственного университета переводится в практическое русло.
Новость довольно быстро донеслась до Екатеринбурга. Как на нее реагировали горняки? На заседании правления УГИ от 4 мая 1920г. постановили: «Открытие Университета приветствовать, настаивая, чтобы развертывание Университета не тормозило и не препятствовало развертыванию УГИ».
Через короткое время станет ясно, что реализовать это требование не удастся. Попытки отстоять свою независимость, поиски компромисса, в том числе разработка альтернативного проекта устава Университета и разделение Уральского горного института в августе 1920г. на два вуза - Горный и Политехнический, не дали результатов. Водоворот событий втянул Горный институт в орбиту создаваемого Университета.


19 октября 1920 года председателем Совнаркома В.И. Лениным был подписан декрет об учреждении Уральского государственного университета в окончательной редакции. В соответствии с ним Университет состоял из отдельных институтов: горного, политехнического, медицинского, педагогического, сельскохозяйственного, общественных наук и рабочего факультета. Ректором УГУ назначается Альберт Петрович Пинкевич. Торжественное открытие состоялось 8 января 1921г. в театре оперы и балета. Набор студентов был проведен ранее, и к моменту открытия в институтах Уральского государственного университета обучалось 1889 студентов, в том числе: в горном – 541, в политехническом – 476, медицинском – 538, педагогическом – 201, сельскохозяйственном – 76, общественных наук – 57. Кроме того, на рабфаке обучалось 612 слушателей.
Помимо упоминавшихся ранее Епархиального училища и 2-й женской гимназии, университету отошло здание духовного училища, где разместился рабфак, и еще целый ряд помещений в разных районах города общим числом более 20. Основные корпуса университета группировались вокруг Щепной площади, где ныне находится стадион «Юность».
Для оборудования нового вуза были задействованы большие ресурсы. Отовсюду в Екатеринбург поступали вагоны с книгами, приборами, учебно-наглядными пособиями, мебелью. Что-то закупалось за рубежом, но большая часть оборудования оказалась в Екатеринбурге в соответствии с главенствовавшим в то время принципом Советской власти: «Отнять и поделить». Недостаток этого принципа заключается в том, что руководствуясь им можно просуществовать только в течение короткого времени, но когда все поделено, встает вопрос: за счет каких средств поддерживать жизнь дальше?
Нужно только представить себе Екатеринбург 1920-1921г.г. Большая часть заводов или стоит или работает вполсилы. Электростанция взорвана. Продовольственные запасы полностью истощены. Голод усугубился засухой двадцать первого года, поразившей Поволжье и многие территории Урала и Сибири. Свирепствовал сыпной тиф. В городе с 70-титысячным населением в начале 1920г. насчитывалось 7000 сыпнотифозных больных. Нет лекарств, на весь город – 10 врачей. Люди умирали сотнями не только на больничных койках, но и прямо на улицах. На вокзале санитары с носилками собирали трупы и штабелями складывали их в одном из залов ожидания, чтобы потом похоронить в общей могиле.
В этих обстоятельствах правительство в 1922г. принимает решение о прекращении централизованного финансирования Университета, возложив эту обязанность на плечи местных властей. Это стало началом конца. Один за другим закрываются или переводятся в другие города факультеты. К весне 1925г. от Уральского госуниверситета остается горный факультет, химико-металлургический и рабфак. Общее число студентов – 660 человек.


Таким образом, мы видим перед собой Горный институт образца мая 1920г., только в несколько усеченном виде. Эти остатки переименовывают по решению Совнаркома РСФСР в Уральский политехнический институт. Под этой вывеской вуз просуществовал до 1930г., постепенно наращивая свой потенциал. А в 1930 году, в связи с индустриализацией народного хозяйства, принимается решение о создании на его базе 10 отраслевых втузов, каждый из которых должен был финансироваться соответствующей отраслью промышленности, для которой, в свою очередь, институты должны готовить кадры. Так возникли институты: стали, черных металлов, цветных металлов, машиностроительный, химико-технологический, строительный, энергетический, горный, геологоразведочный и лесотехнический.
Неэффективность такой системы выявилась довольно быстро, и к 1934 году закончился процесс объединения: первые семь вошли в Уральский индустриальный институт, геологоразведочный и горный превратились в Свердловский горный институт, Лесотехнический остался самостоятельным вузом.


Одновременно с этими событиями в Свердловске открывались новые высшие учебные заведения. В 1930 – педагогический институт, в 1931 – медицинский и Уральский государственный университет, вслед за ними – сельскохозяйственный, юридический и консерватория. В последствии к их числу прибавлялись новые вузы, институты преобразовывались в академии и университеты, но ни одно высшее учебное заведение не было закрыто или объединено с другим. Таким образом, можно утверждать, что к середине 30-х годов в нашем городе сложилась система высшего образования, действующая и поныне.
Теперь можно переходить к истории вузовских библиотек. Первой из них, естественно, стала библиотека Уральского горного института. К моменту открытия 26 октября 1917 года ее фонд составлял всего около 1,5 тысяч томов. Литература приобреталась, в основном, на пожертвования частных лиц. Так, известный уральский промышленник В.А. Поклевский-Козелл внес на приобретение книг по химии для библиотечного фонда, "будущего рассадника процветания Урала", как писал он в письме ректору Горного института, 5000 рублей. Без малого 300 000 рублей оставила по духовному завещанию в пользу Горного института жительница Екатеринбурга О.И. Дрозжилова. Проценты с этого капитала должны были пойти на стипендии для неимущих студентов и на приобретение книг для библиотеки института. Пополнялся фонд и за счет частных книжных собраний. Так, в собственность Горного института поступила весьма ценная библиотека физика А. Гершуна, привезенная из Главной обсерватории Петрограда. Первым библиотекарем УГИ стала Мария Георгиевна Гадд, физик по образованию, выпускница Бестужевских курсов.
Значительно вырос фонд библиотеки в период с июля по декабрь 1919г. В это время в Екатеринбурге работала созданная по инициативе УОЛЕ комиссия по охране научных и художественных ценностей. Необходимость ее существования была связана с тем, что в городе после отступления войск Колчака в брошенных квартирах и помещениях эвакуированных организаций без присмотра остались книги, картины, научные коллекции. Без вмешательства общественности всему этому богатству грозило расхищение. Благодаря деятельности комиссии, которую возглавил профессор Горного института, исполнявший в эти месяцы обязанности ректора, Константин Константинович Матвеев, фонд библиотеки увеличился до 9000 томов, значительно обогатились фонды библиотеки им. Белинского, библиотеки Общества любителей естествознания и другие.
К моменту организации Университета фонд библиотеки УГИ насчитывал не менее 11 000 томов. Он целиком перешел в состав фундаментальной библиотеки Университета вместе с инвентарными книгами, каталогами и стеллажами. Этим было положено начало фундаментальной библиотеки Университета. Располагалась библиотека по адресу: Покровский проспект, 36.
В 1921 году фонд библиотеки УГУ вырос более чем в 10 раз. 85 000 томов было получено от Петроградского бюро Оргкомитета. Сюда вошла и библиотека Александровского лицея численностью 25 000 томов. Еще 25 000 было получено из Москвы.


Этот огромный книжный массив нужно было разобрать, описать, расставить. Работа велась в течение нескольких лет. В отчете по фундаментальной библиотеке УГУ за 1922-1923 учебный год, принадлежащий перу главного библиотекаря П. Идкина, мы находим сведения о том, как шла эта работа. В отчете приведена таблица под названием: "Рост книжного инвентаря библиотеки УГУ".

Состояло названий

На 1.01.1921 назв.

На 1.01.1922 назв.

На 1.01.1923 назв.

На 1.09.1923 назв.

На 1.09.1923 томов

Всего по Фундаментальной Библиотеке


12 543


20 858


28 733


46 561


105 288

По Университету в целом (вместе с факультетскими и кабинетскими библиотеками)


 
15 543


 
24 854


 
33 733


 
63 849


 
103 498

Из этой таблицы мы узнаем, что на 1.09.23г. фонд фундаментальной библиотеки Университета составлял примерно 105 000 томов. И еще 25 000 числилось в факультетских и кабинетских библиотеках, самой крупной из которых (10 000 томов) была библиотека горного факультета, возникшего в 1921 году в результате объединения геологоразведочного и рудничного факультетов. Еще около 2 000 томов имелось в кабинетах геологического профиля. Забегая вперед, скажем, что именно эта литература послужила тем ядром, на базе которого была воссоздана библиотека Свердловского горного института в 1934г.
Что же касается первой библиотеки УГИ, то от нее в фонде современной библиотеки горной академии, насчитывающей 680 тысяч томов, сохранилось всего несколько десятков книг, остальное разошлось по другим книжным собраниям города. И сейчас книги, отмеченные печатью с изображением двуглавого орла, лишенного царских регалий, и надписью "Библiотека Уральскаго Горнаго Института" можно встретить в библиотеке им. Белинского, в библиотеках Уральского госуниверситета, УГТУ-УПИ и других. Их судьба определялась судьбой фундаментальной библиотеки УГУ, чей книжный фонд оказался главным богатством, доставшимся городу благодаря короткой, но яркой вспышке звезды по имени "Уральской государственный университет", сверкнувшей на его небосклоне в начале двадцатых.

 

УРАЛЬСКИЙ ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ
Предыстория (1896-1917г.г.
)

сентябрь 1896

ходатайство Екатеринбургской городской думы в правительство об открытии в Екатеринбурге Высшего горного училища.

январь 1900

UIII съезд уральских горнопромышленников высказался в пользу учреждения на Урале Высшего горного училища, постановив открыть подписку по сбору необходимых средств.

октябрь 1909

создание при городской думе специальной комиссии по вопросу открытия на Урале вуза. Председатель комиссии - городской голова Александр Евлампиевич Обухов. (В Перми создается аналогичная комиссия).

июль 1911

В Санкт-Петербурге состоялось заседание междуведомственной комиссии Министерства народного просвещения по вопросу открытия вуза "в том или другом из конкурирующих городов". Принято решение в пользу Екатеринбурга.

июль 1913

Учебным отделом Министерства торговли и промышленности составлен проект организации института, утвержден учебный план и штаты.

14 июня 1914

законопроект об открытии в Екатеринбурге горного института принят Государственной думой.

30 июня 1914

Государственный Совет принял закон о Горном институте

3 июля 1914

Закон высочайше утвержден Императором Николаем II

1 сентября 1915

Ректором УГИ и председателем строительной комиссии назначен 36-летний профессор Петроградского Горного института Петр Петрович фон Веймарн.

7 сентября 1915

первое заседание строительной комиссии, одобрившей проект Горного института, разработанный под руководством архитекторов братьев Бернардацци.

17 июня 1916

торжественная закладка первого камня в фундамент Горного института.

9 октября 1917

открытие Горного института.