Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция
"Университетская библиотека: выбор пути"
[01.11.2001 - 03.11.2001]

М. В. Коптяева

Репутация библиотеки в корпоративной культуре библиотекаря

Фактом современной библиотечной жизни следует признать совершенно новый уровень взаимодействия библиотек разных систем и ведомств – партнерство, корпоративные проекты стали нормой жизни.

Понятно, почему это происходит: общие проблемы, стоящие перед библиотеками, порождают стремление решать их общими усилиями; результат корпоративной деятельности многократно превосходит вложение; наконец, библиотеки начинают осознавать, что развитие в одиночку сегодня немыслимо: для развития необходимо постоянное сравнение. И все же участники действующих корпоративных проектов – практически сложившийся круг библиотек. Кто-то до сих пор наблюдает со стороны, кто-то пытался работать в совместных проектах, но «сошел с дистанции». Почему?

Не секрет, что и среди давних партнеров по совместной работе есть определенные сложности, трения, конфликты. Почему это происходит?

В последние 10 лет мы привыкли говорить о необходимости формирования положительного имиджа библиотеки в глазах общества в целом, властей и населения, т. е. среди наших реальных и потенциальных пользователей. Практически не говорим об имидже библиотеки в профессиональном библиотечном сообществе, а между тем, очевидно, что в современной действительности, когда идет постоянный выбор партнеров, библиотеки должны быть привлекательными друг для друга. Что влияет на этот процесс?

В проводимое инновационным отделом Свердловской областной универсальной научной библиотекой им. В. Г. Белинского исследование «Библиотечная карьера» был включен блок вопросов, направленных на выявление закономерностей взаимодействия библиотек. Исследование проводилось на базе 13 библиотек города (4 областные библиотеки, 5 муниципальных, 4 вузовских), опрашивались директора библиотек, заместители директоров и заведующие отделами.

Данные по группе директоров (высшее руководство библиотек) и заместителей, заведующих отделами (среднее руководящее звено) несколько различаются по степени выраженности причин желания или нежелания сотрудничать с другими библиотеками, поэтому имеет смысл привести их отдельно.

По группе директоров библиотек на 1 место (74 % опрошенных) среди причин, обуславливающих выбор партнеров в совместных проектах, вышла следующая: определяющее значение имеет уровень работы библиотеки и профессионализм сотрудников, ведущих специалистов библиотеки («зачем работать с библиотекой, сотрудники которой не могут научить ничему новому моих сотрудников?»).

На 2-м месте стоят общие профессиональные цели и интересы, направления работы, обоюдно выгодные и интересные, решение какой-либо проблемы общими усилиями – 72 % опрошенных.

На 3 месте – личные контакты и сложившиеся симпатии – 55 % опрошенных (подчеркну, что это сложившиеся контакты между директорами, в первую очередь).

По 1 % опрошенных назвали такие причины выбора библиотеки как партнера: «инициатива противоположной стороны», «хорошее материальное и финансовое положение библиотеки-партнера», «практицизм (получить больше, чем отдать)».

Что мешает сотрудничеству и деловым контактам между библиотеками?

Были названы две основные причины, делающие контакты невозможными:

По группе среднего руководящего звена причины, побуждающие к развитию партнерских отношений с другими библиотеками, выстроились следующим образом:

40 % опрошенных (ср. с группой директоров – эта причина в данной группе гораздо менее значима!). Как привлекательные называются следующие черты сотрудников: открытость, доброжелательность, терпение, порядочность, надежность, ответственность («чтоб не кинули»), желание сотрудничать, готовность уступать, идти на компромиссы. «Личные контакты – лучшая гарантия успеха»;

Мешают совместной работе и делают ее практически невозможной:

Если подвести итог по двум группам, то главными, на мой взгляд, будут следующие выводы:

  1. Условием развития библиотеки сегодня становится открытость библиотеки для профессионального сообщества. Никто не рискнет вступать в совместную работу, не зная, не видя библиотеки, уровня ее работы и потенциала ее сотрудников – мы вкладываем в корпоративные проекты значительные материальные и кадровые ресурсы, поэтому риск желательно исключить.
  2. Уже само определение профессионализма – «признаваемые профессиональным сообществом способности личности решать проблемы, возникающие в профессиональной деятельности» (А. И. Каптерев) – построено сегодня не на наличии диплома, стажа или должности, а на открытости для профессионального сообщества, на сравнении.

    Поэтому правилом поведения для любой библиотеки сегодня должен стать лозунг «Прояви себя!» Не будучи активной именно в профессиональном сообществе, библиотека рискует остаться на обочине. Как именно можно проявить себя в профессиональной среде – тема для отдельного разговора, который также представляется немаловажным.

  3. Пресловутые «личностные моменты» в совместной деятельности библиотек… Откуда в милых, интеллигентных, стеснительных библиотекарях агрессия, нетактичность, высокомерие?

Гипотеза И. Г. Моргенштерна о двоякости сознания библиотекаря: ощущая себя в обыденной, повседневной жизни человеком «не первого сорта» (низкая зарплата, низкий престиж профессии в обществе и т.д.), библиотекарь пытается компенсировать это в профессиональной среде, отсюда неоправданно высокое честолюбие, снобизм среди коллег – отчасти объясняет негативные моменты в профессиональном общении.

А. И. Каптерев в монографии «Виртуальный мир российского библиотекаря» вообще приходит к выводу, что «в сознании библиотечных специалистов превалируют элементы обыденного, а не профессионального сознания».

Строго говоря, тема моего сообщения должна звучать по-другому: не «Репутация библиотеки в корпоративной культуре библиотекаря» (профессиональное сознание только начинает складываться, о деловой репутации говорить рано), а «Имидж библиотеки в глазах профессионального сообщества», т. е. пока можно говорить лишь об образе библиотеки, который складывается в непрофессиональном сознании библиотекарей.

Если для пользователей библиотеки положительный имидж библиотеки складывается из предоставляющихся ресурсов и услуг библиотеки (лучше та библиотека, где ксерокс дешевле и скорость канала доступа в Интернет выше), то для библиотекарей имидж библиотеки всегда персонифицирован (директор, заместители, специалисты). Четко выявлена закономерность: чем ближе к уровню исполнителей (заведующие отделами, главные специалисты) – тем шире круг лиц, которые олицетворяют библиотеку-партнера, практически это все сотрудники другой библиотеки, с которыми работаешь. Поэтому очень важно обеспечивать возможность профессиональных контактов не только на уровне «генералитета», но на уровне исполнителей – это наиболее работающий уровень связей.

Вопросы корпоративной этики для библиотекарей новы (складывающееся, неразвитое профессиональное сознание), но актуальны. Открытие прошлого века – нравственность в бизнесе, «хорошая этика означает хороший бизнес». Если под «бизнесом» понимать любое дело, которым мы занимаемся, то золотое этическое правило сформулировано давным-давно: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе».

 

Список литературы:

  1. Каптерев, А. И. Виртуальный мир российского библиотекаря: Опыт конкретно-социол. исслед. проф. сознания библ. специалистов / А. И. Каптерев; Моск. гос. ун-т культуры и искусств.– М.: Профиздат, 2001.– 256 с.