Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция
"Университетская библиотека: выбор пути"
[01.11.2001 - 03.11.2001]

Е. С. Кожевникова

Современные информационно-библиотечные технологии: мультимедиа и Internet в библиотеке ИГЭА. ПРоблемы создания электронных библиотек

Вторая половина XX-го столетия характеризуется началом «новой информационной эры развития человечества» (1.– С. 34). .В России переход к информационному обществу начался на 10-15 лет позднее, чем в развитых передовых странах, но осуществлялся гораздо стремительнее. Уже к 1992 г. в стране функционировало около 30 территориальных компьютерных сетей, 6 из них имели возможность связываться с мировыми открытыми сетями. Общее число компьютеров достигло 10 млн. штук. Наметилась тенденция к перестройке общественного сознания российских потребителей информации. Рост и расширение ассортимента товаров, услуг и технологий сопровождались развитием новых видов деятельности: маркетинга, менеджмента, рекламы. В 1990 г. была опубликована Концепция информатизации общества, в которой определялись основные цели и направления работ в области информатизации до 2005 года. Одним из приоритетных направлений Концепции являлась информатизация сферы образования.

Уже через 10 лет в январе 2001 г. в Министерстве образования Российской Федерации был подписан приказ «О создании государственного научного учреждения «Государственный научно-исследовательский институт информационных образовательных технологий Министерства образования Российской Федерации». Госинформобру Минобразования России вменялось в обязанность обеспечить учреждения системы образования «информационными, учебно-методическими и аналитическими материалами, связанными с функционированием единой, информационной образовательной среды России», разработать концепции и проекты системной интеграции информационных технологий. Кроме того, Госинформобр обязан способствовать формированию информационного общества России и его «интеграции в глобальное информационное пространство в сфере образования».(2.– С. 6).

Почти одновременно Минобразованием России был разработан проект Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.». Для его реализации высшими учебными заведениями России разрабатывались системы программных мероприятий, включающие следующие пункты: планируемые мероприятия, имеющиеся разработки, ожидаемые результаты, сроки и объем затрат.    

В разработке программных мероприятий принимала участие и ИГЭА – государственное учебное заведение, осуществляющее образовательную деятельность в сфере среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования. Если в 1990 г. экономическая академия г. Иркутска располагала персональными компьютерами с процессорами 286/386, то сегодня для реализации различных элементов открытого образования в ИГЭА парк компьютеров представлен более 920 ПЭВМ класса Pentium, объединенных в единую сеть с выходом в Интернет. Аналогично, в библиотеке в 1991 г. был установлен единственный компьютер класса Mazovia, а сегодня отлажено работают в сети 80 машин с процессорами 386/486 и Pentium. Развитая информационная система обеспечивает доступ к полнотекстовым БД учебно-методических материалов с сервера академической сети по всем дисциплинам. Современное программное обеспечение позволяет активно внедрять интенсивные методы обучения с упором на самостоятельную работу студентов. Активное участие в международных образовательных проектах Европейского Совета ТАСИС находит отражение в конференциях и семинарах, которые регулярно проводит ИГЭА.

Успешное обеспечение учебы, научной и международной деятельности ИГЭА было бы невозможно без соответственного информационного обеспечения. Наиболее эффективно оно достигается путем создания электронных библиотек – распределенных информационных систем, с помощью которых можно хранить и качественно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текст, графика, аудио, видео и т. д.), доступных для пользователей посредством глобальных сетей передачи данных.

Создание электронных библиотек на базе высших учебных заведений с Интернет-центрами и разными системами связи (радиомодемом, спутниковой) представляется возможным в русле развития единой образовательной информационной среды. При такой позиции на web-сервере вуза могут быть представлены информационные продукты академии, а на сайте библиотеки – библиографические базы данных, полнотекстовая информация, мультимедийные системы, электронные копии документов, адреса web-серверов других библиотек и другая информация.

На web-сервере ИГЭА размещены полнотекстовые материалы для первокурсников и абитуриентов, перечни научных разработок, которые велись в академии: научных монографий, депонированных рукописей, сборников научных трудов, материалов конференций и семинаров, патентов на изобретения, а также методические рекомендации по разработке программы социально-экономического развития г. Иркутска на 2001-2005 гг. и другие. По системе дополнительного образования можно сделать он-лайновую заявку на участие в переподготовке по одной из программ вуза.

Одним из главных информационных продуктов библиотеки, размещенных в Интернет, является электронный каталог. На сегодня он включает в себя более 150 тыс. записей и состоит из подкаталогов: «Книги», «Статьи», «Периодика», «Методическая литература», «Художественная литература», «Диссертации и авторефераты», «Труды сотрудников ИГЭА», «История ИГЭА», «Ученые-экономисты» и «Электронные ресурсы». Информация о книгах и электронных документах расписана в ЭК на русском и иностранных языках, а БД статей представлена росписью 478 названий отечественных журналов и газет. На Web-сервере перенесена значительная часть ЭК. К услугам библиотеки в Интернет можно отнести заполнение бланка-заказа на полный перечень документов или по разделам, оформление заказа документов через МБА.

Кроме того, на сайте библиотеки расположены электронные копии библиографических указателей, изданных в традиционном и электронном режимах сотрудниками библиографического отдела: «Возвращенные книги – возвращенные имена. Вып. 1: А-Л. (1830-1930гг.), «Указатель содержания экономических журналов «Архив истории труда в России», «Труд в России». С его помощью пользователи смогут узнать о структуре библиотеки и расписании работ, научной деятельности структурного подразделения вуза. В ближайшее время предполагается разместить на web-страничке полнотекстовую электронную БД газетно-журнальных статей «Экономика Иркутской области».

За 2002-2006 гг. силами библиотеки и вуза запланировано разработать программное и информационное обеспечение полнотекстовой БД электронной библиотеки мультимедийных учебных материалов по профилю кафедр ИГЭА (в том числе, федеральный компонент базисных учебных планов); полнотекстовой БД электронных копий учебно-методических пособий для дистанционного обучения; полнотекстовой БД электронных копий редких изданий, аннотированной БД адресов электронных библиотек глобальной сети.

Кое-что из этих направлений деятельности уже осуществляется. Библиотека приступила к сканированию коллекции редкого научного фонда на магнитные носители (CD-R) с целью продления физической жизни ветхих документальных материалов, изданных в традиционной форме. С АРМ-а библиотекаря можно просмотреть полнотекстовую БД электронных копий учебно-методических пособий (программ курса, рабочих программ, методических указаний, лекционного материала), расположенную на сервере академической сети; сделать библиографическую запись в каталог «Электронные издания» на электронные ресурсы удаленного доступа с указанием режима доступа. Библиотека ИГЭА широко использует услуги электронной почты при переписке с организациями по вопросам комплектования, для передачи заказов и ответов по МБА, для выполнения библиографических справок.

В 2000 г. зав. отделом автоматизации было разработано программное обеспечение по обмену фрагментами БД новых поступлений книг, статей и электронных ресурсов по электронной почте с библиотеками ИГУ, ИГПУ, ИГТУ. В процессе обмена в рабочем порядке решались проблемы использования библиотеками разных поисковых ИПЯ (УДК, ББК), уточнялись форматы библиографических записей, налаживался процесс взаимодействия библиотек по координации комплектования. Этот эксперимент следует продолжить, но уже на другом уровне. Когда все электронные каталоги вузовских библиотек региона будут выставлены в Интернет и начнут еженедельно пополняться информацией о новых документах, можно налаживать обмен БД без ущерба для каждой из сторон, предварительно обсудив все организационные и правовые вопросы.

Возможности компьютерных технологий позволяют библиотеке ИГЭА проводить компьютерные презентации своих электронных продуктов, выполненных в форме рекламных роликов.

В целях формирования фонда оригинальных электронных документов и для работы с ними в 1999 г. в библиотеке ИГЭА был организован читальный зал новых поступлений и электронных изданий. В сущности, он представляет собой медиатеку, которая объединяет в себе функции традиционного читального зала с информационным центром. Комплексные фонды медиатеки представлены новейшими печатными изданиями, CD-ROM, дискетами, аудио-, видеокассетами, правовыми информационно-поисковыми системами типа «Консультант Плюс» и «Гарант», а также глобальной компьютерной сетью – Интернет. Медиатека позволяет всем читателям овладеть навыками работ в различных информационно-поисковых системах, в подборе материала с web-сервера академии или других информационных структур. Основной массив электронных документов медиатеки условно можно разделить на электронные учебники, журналы, видеоконференции, правовые справочники, библиографии, путеводители, статистические ежегодники, электронные копии ветхих книг редкого научного фонда, видеоэнциклопедии учебных видеофильмов и мультимедиа программ, отраслевые энциклопедии, обучающие курсы для библиотечных и информационных работников, приложения к книгам и журналам, изданные на магнитных носителях и другие документы (более 460 экз.). На дом они не выдаются и на web-сервер библиотеки не копируются, обеспечивая тем самым соблюдение авторских прав издателя.

На сегодня в медиатеке оборудовано 6 АРМ для пользователя с CD-ROM- дисководами, 1 – для библиотекаря, имеется сканер, видеодвойка, аудиоаппаратура. Со временем парк компьютеров собираются увеличить до 15 рабочих мест. Основная задача библиотекаря читального зала новых поступлений и электронных изданий – обеспечить доступ к библиотечным и академическим информационным ресурсам, а также ко всем мировым информационным продуктам через Интернет и академическую сеть.

В ближайшие дни решается вопрос об определении посещаемости web-сервера библиотеки с помощью системы Spylog.ru. По академии такая статистика ведется давно. Ежедневная посещаемость web-сервера ИГЭА составляет 200-250 человек.

Если говорить о перспективах вузовских библиотек по организации электронной библиотеки, нельзя умолчать о возможностях формирования комплексных мультимедийных образовательных программ. У каждого вуза своя история, в каждом – свои ученые. Сотрудники библиографического отдела библиотеки ИГЭА ведут три электронных каталога: «История ИГЭА», «Ученые-экономисты» и «Труды сотрудников ИГЭА». Эти каталоги, дополняя друг друга, представляют собой целостную картину жизни и деятельности корифеев экономической науки Восточно-Сибирского региона. Назрела необходимость разработать проект создания культурно-образовательной программы, которая включала бы в себя описание биографий ученых, их портреты, списки публикаций, фрагменты докладов или лекций в виде видео-кадров, полнотекстовые электронные копии учебных пособий, обучающие электронные оригинал-макеты и другую полезную информацию. Реализация такой программы потребует немало затрат, но часть работы для ее выполнения уже проделана. В 2000 г. библиографический отдел библиотеки издал указатель «Избранные труды сотрудников ИГЭА.1990-1999гг.». Документальная база для выполнения проекта подобного типа имеется.

Я уверена, что и в других библиотеках вузов есть свои наработки для формирования «энциклопедии современных знаний» [3. – С. 10].

 

Список литературы:

  1. Колин, К. К. Россия на пути в информационное общество / К. К. Колин // Библиотековедение.– 2000. – No 3. – С. 32 – 39.

  2. О создании государственного научного учреждения «Государственный научно-исследовательский институт информационных образовательных технологий Министерства образования Российской Федерации»: Приказ М-ва образования РФ / М-во образования Российской Федерации // Открытое образование.– 2001.– No 1.– С. 6.

  3. Майстрович, Т. В. Электронная библиотека: новые грани нашей профессии / Т. В. Майстрович // Мир библиографии.– 2000.– No 4.– С. 7 – 10.

  4. Федорова, А. Л. Научная библиотека вуза на пути к информационному обществу (Из опыта работы библиотеки ИГЭА) / А. Л. Федорова, Е. С. Кожевникова // Перспективы развития высшего экономического и юридического образования: Материалы второй междунар. науч.-практ. конф., 24 – 25 мая 2001 г. Ч. 1 – 2 .– Иркутск.– 2001.– С. 169 – 177.