Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция
"Университетская библиотека: выбор пути"
[01.11.2001 - 03.11.2001]

Е. А. Калистратова

Библиотека и виртуальность

В последние годы наш лексикон обогатился модным словом «виртуальность». Это слово в различных вариациях звучит с телевизионных экранов, появляется на страницах журналов и газет: «виртуальные игры», «виртуальная реальность», «виртуальное пространство» и даже «виртуальная библиотека».

И пусть еще не сложилось четкого определения «виртуальная библиотека», но уже существует устойчивый образ, возникающий при подобном речевом обороте: виртуальная библиотека – это библиотека, которая существует в формате компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Именно подобное понимание лежит в основе большого количества статей и монографий, в заголовках которых фигурирует словосочетание «виртуальная библиотека».

Следует отметить, однако, что подобное словоупотребление вызывает массу нареканий, - примером тому может служить дискуссия на страницах журнала «Научные и технические библиотеки», которая продолжается и по сей день.

Позиция критиков такова: если этимологически «виртуальное» – это нереальное, иллюзорное, несуществующее и т.п., то переведение фондов, каталогов в электронный вариант не делает библиотеку виртуальной, - «нереальной, иллюзорной, несуществующей».

Так, может вообще отказаться от термина «виртуальный», дабы не возникало разночтений? Но дело в том, что виртуальность изначально присутствует в самом смысле существования библиотеки. Другими словами, виртуальность является системообразующим элементом самого понятия «библиотека».

Это становится очевидным, если учесть, что понятие «виртуальность» возникло гораздо раньше эры компьютерных технологий.

Начиная с 11 века, этот термин употребляется в работах многих философов, фиксируя, однако, прежде всего, этимологическую сторону понятия «виртуальный». Но уже Гегель для обозначения формы существования реального в идеальном употребляет понятие виртуальности как бытия возможностей: «Идеальность есть отрицание реального, но при том такое, что последнее в то же время сохраняется, виртуально содержится в этой идеальности, хотя и не существует больше». (То есть виртуальность уже понимается не как иллюзорность, но как реализовавшаяся возможность, которая уже реально не существует, но существует в идеальной форме).

В 20 веке этот термин подхватили физики, обозначив им частицы, которые возникают и существуют в акте взаимодействия. Особенность этих частиц состоит в следующем: они не существуют потенциально в других частицах (т. е. их как бы нет), но они есть в процессе физического взаимодействия. Виртуальные частицы существуют только «здесь и теперь», выполняют свои функции в ходе интеракции и метаморфоз других частиц; они никогда не фигурируют в начальных и конечных условиях эксперимента.

Иначе говоря, реально существуют принципиально ненаблюдаемые частицы, находящиеся, так сказать, в промежуточном состоянии. Ни сейчас, ни в будущем их невозможно зарегистрировать никакими приборами, имеющими макроскопическую природу.

Это открытие сделало весьма актуальным проблему реальности, и как следствие, повлекло за собой возникновение философских дискуссий, призванных обозначить критерии существования.

На сегодняшний день сложился следующий образ виртуальности: виртуальность – это реальность, которая имеет статус объективного существования системного качества, но не может быть зафиксирована и наблюдаема. Мы можем судить об этой реальности по косвенным признакам. Будучи принципиально ненаблюдаемой, виртуальность все же дает нам возможность убедиться в реальности своего существования, по тем изменениям, которые происходят в наблюдаемых элементах системы. 1

Именно таким образом понятая виртуальность обозначается нами как системообразующий элемент понятия «библиотека».

Ведь библиотека по своему изначальному предназначению является хранилищем – хранилищем смыслов и бессмыслиц. «Для библиотеки бессмыслица – обычна», - утверждал великий Х. Л. Борхес, и был прав, поскольку любое, даже гениальное произведение бессмысленно, покуда не востребовано. Момент востребованности – это и есть та точка, где воссоединяются и взаимодействуют все элементы системы: читатель-библиотека-книга, и тогда-то происходит таинство рождения Смысла. Но этот Смысл виртуален, поскольку ненаблюдаем и нефиксируем, он существует только «здесь и теперь». Однако он вполне реален, и рано или поздно мы сможем увидеть его отблеск в изменяющихся элементах системы: индивидуальных поступках человека, в изменении систем знаний и даже в социальных изменениях.

Вместе с тем, Смысл, рожденный при посредничестве библиотеки, изменяет и саму библиотеку, подтверждая ее статус социального института.

Завершая доклад, хотелось бы остановиться вот на каком моменте. Рождение виртуальности и есть важнейшая, изначальная функция существования библиотеки. При этом видоизменение классической системы роли не играет. Вариант «пользователь-электронная библиотека-сканированная книга» – это лишь технически иной способ обретения смысла. Важно лишь не превратить техническое усовершенствование библиотеки в самоцель, иначе функция библиотеки нивелируется, и библиотека превратится в технологическое производство по оказанию информационных услуг.

 

Список литературы:

  1. Любутин, К. Синтетическая теория идеального / К. Любутин, Д. Пивоваров – Псков: Изд-во Пск. обл. ин-та повышения квалификации работников образования, 2000. – 207 с. – (Философ. б-чка учителя. – Вып. 9).
  2. Пивоваров, Д. В. Проблема носителя идеального образа: операционный аспект / Д.В. Пивоваров – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1986. – 129с.
  3. Степанов, В. К. Виртуальный справочно-библиографический аппарат / В. К. Степанов // Науч. и техн. б-ки. – 1996. – No 11. – С. 15.
  4. Степанов, В. К. Библиотеки реальные и виртуальные в эру цифровых коммуникаций / В.К. Степанов // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – No 1. – С. 71.

 

 



1  И здесь можно привести такой пример. В медицинской практике применяют протезирование ампутированных рук. Функции мышц выполняет встроенный в протез миниатюрный электродвигатель, а нервные цепи заменены электронными модулями. Достаточно одного внутреннего мысленного приказа пациента, и искусственная рука начинает действовать. Казалось бы, в основе этого изобретения лежит предварительно полученное знание о процессе трансформации психического образа в нервный код. Ничуть не бывало. Экспериментаторы наблюдали только биофизиологические процессы в естественной и квазинервной системах пациента, но ничего сверх того. Сам же пациент, по его признаниям, ощущает свои внутренние мышечные напряжения, что проявляется внешне в его мимике, когда он отдает себе мысленно приказ сжать или разжать искусственную кисть. Итак, ни механизм превращения субъективного переживания в код, ни обратный механизм преобразования кода в образ сознания никогда не наблюдались в эксперименте, тем не менее, их принципиальная ненаблюдаемость не исключали возможность использовать данные процессы в технических устройствах.